Арбат. Две выставки: «Вахтанговский век» и «Мексика. Люди и дела».
Первая - к 100-летию театра, вторая - к 200-летию обретения Мексикой независимости.
Есть имя, которое их объединило . Frida.
В репертуаре #театр имени вахтангова три года назад появился спектакль «Фрида. Жизнь в цвете»(режиссер Лейла Абу-аль-Кишек),
а в работах российского фотографа и путешественника Сергея Ковальчука , акцент сделан не на достопримечательностях Мексики, а на портретах современников-мексиканцев, живущих на рубеже третьего столетия независимости. Среди них Даниэло Ривера Сориана – смотрительница дома-музея Фриды Кало.
Я не устояла от внезапного совпадения в казалось бы непересекающихся по сути выставках и отправилась на Симоновскую сцену.
Чем отличается театрал от «подлинного» театрала? Подлинные театралы ходят на спектакль несколько раз. И, конечно, каждый за своим.
Кто-то посмотреть на игру любимого актера, кто-то разглядеть то, что не успел в предыдущий раз, кто-то погрузиться в атмосферу спектакля и вновь пережить эмоции.
Моё личное убеждение, что эмоции, возникающие в режиме реального времени не сравнятся ни с чем.
Спектакль оказался настолько аутентичным, что даже посмотрев его в третий раз, с трепетом подбираю слова.
Зритель не услышит звуки одного из перенаселеннейших городов мира, но задник в синем цвете обозначит однозначную геолокацию:
on the corner of Londres and Allende Street in Coyoacan, an old residential area of Mexico City , где зрителя ждут звуки и слова мексиканской «Sandunga» без перевода погружая в мир любви и страсти.
А вообще-то значение слова "sangunga" в диалекте индейцев племени сапотеков: грациозность, элегантность, обояние, остроумие, и торжество.
Все эти слова я бы отнесла к восхитительно воплотившей на сцене образ #фрида кало, актрисе Аделине Гизатуллиной.
Во время спектакля оживают страницы биографии всемирно-известной художницы, главная из которых – Любовь и Страсть: Диего и Фриды.
Огромный, высокий и необъятный, как гора, экстравагантный король богемы, именно таким он и появляется из зрительного зала в исполнении Дениса Самойлова
- и тоненькая, изящная женщина с длинной шеей, пронзительным взглядом под темными, сросшимися бровями, любившая более всех нарядов национальный мексиканский костюм.
"Эта пара превратила свою супружескую жизнь в живую драму, полную бурных страстей, глубокой преданности и вероломных измен, вознесения и унижения друг друга". И как написано в программке: "Быть может, Диего и Фрида были последней всемирно известной парой художников, которые прожили свою жизнь, как бы сочинив её по законам искусства; потому что именно в искусстве - бунтарском и страстном под стать им самим - был воплощен смысл их существования"
В спектакле нет проекций и изображений работ Фриды, но они незримо присутствуют практически в каждой сцене: и автопортреты, и «Клиника Генри Форда» и жизнеутверждающая «Viva la Vidа».
Спелые, красные, сочные, разрезанные арбузы, символ понятый и пережитый к финалу спектакля каждым (смею предположить) , кто в этот ноябрьский вечер оказался в зрительном зале.
В Мексике Диего известен больше чем Фрида, и, прежде всего потому что "Ривере, Сикейросу, Ороско и их друзьям дали на роспись всю огромную страну. Они сделали свое дело красиво и капитально, отчего #Мехико стал одним из самых пёстрых и самых революционных городов мира" (П. Вайль)
Его живопись намертво вделана в город, и Мехико не существует без Риверы, впрочем, как и наоборот.
В 1927 году Ривера посетил Советский Союз и пробыл здесь полгода. Договор с Луначарским о росписи Московского клуба Красной Армии не был исполнен. Москва осталась без монументального комикса.
Америке в плане диеговских фресок повезло больше, не считая случая в Рокфеллер-центре.
Нельсон Рокфеллер попросил художника заменить изображение Ленина на собирательный образ, Ривера отказался.
Денис Самойлов смог передать зрителю боль и ненависть, отчаяние и несправедливость, гордость и приверженность Художника, отдавшего два года жизни на написание фресок, которые по разным источникам то ли разрушили (взорвали, отколупали, стёрли в порошок), то ли смыли (в общем, уничтожили).
Во время этой сцены, мне наивно подумалось: как жаль, что ЮНЕСКО образуется только через 12 лет после этого печального эпизода.
Еще один эпизод в спектакле - танец в масках. Изображения на них разных животных, образы Смерти и разных демонов, объяснимы в контексте спектакля.
Но если московская погода позволит вам разглядеть выставку "#Мексика. Люди и дела", вы узнаете про танец Парачикос, который в 2010 г внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Для Парачикоса делают изумительные маски с почти живым выражением лиц.
История возникновения этого танца - это история, поросшая многочисленными легендами о спасении больного испанского мальчика и целого вымирающего городка.
Para el chico! («Это для мальчика!»).
Ни у Фриды , ни у Троцкого спасти своих сыновей не получилось. Потеря нерожденного мальчика и страшное известие о расстреле сына - боль пережитых страданий.
Боль? Революция? Страсть? Что занесло их на страницы биографий друг друга?
Фрида, пережившая несколько личных трагедий, пытаясь заглушить невероятную и жуткую боль измены и предательства любимого мужа алкоголем и сомнительными связями, вновь возвращается к жизни (или мстит своему Ривере?) благодаря ему - русскому революционеру, теоретику "перманентной революции" (Павел Юдин в роли Троцкого )
«Ты вернула мне молодость и отняла рассудок. С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой», —написал Лев Троцкий
Фрида тоже писала, и не только картины и письма, она вела свой дневник. В 1995г мексиканское правительство достанет его из закрытых архивов и разрешит к публикации.
«Нет ничего дороже смеха, с его помощью можно оторваться от себя, стать невесомой» ,-
написала женщина, которая невероятно любила жизнь.
Я не смеялась, но кажется, становилась невесомой...
Viva la Vida
И.Т.
Спасибо за внимание!!
#театры москвы #выставки в москве #досуг в москве #театр