В Красноярске на улице Карла Маркса, до революции Гостиной, стоят деревянные дома середины XIX века. Один из них принадлежал известному в городе чиновнику Фон-Эзерскому. Вся его семья попала под жернова революции.
Первый хозяин дома – Николай Александрович – более тридцати лет служил в Енисейской казенной палате. В отставку вышел в 1915 году в чине статского советника. Тогда этот чин приравнивался к генеральскому и давал право на личное дворянство.
В семье было семь детей – сыновья Николай, Виктор, Константин, Анатолий, Владимир и дочери Зинаида и Елена.
Дом кажется с виду небольшим, но всем хватало места. Девочки жили в светелке на втором этаже. В 30-х годах у Фон-Эзерских отобрали дом, оставили только две комнаты.
К тому времени старший сын Николай с отличием окончил Енисейскую гимназию и медицинский факультет Томского университета. В 1905 году, отдавая дань моде, вступил в партию эсеров. В 1910 году его направили на работу в село Большая Мурта в ста километрах от Красноярска.
В 1916 году Николая Николаевича призвали в армию в медицинскую часть. На фронт ушли и братья Константин и Виктор. Воевали недолго. Революция и Гражданская война кардинально изменили судьбы людей.
Только вернулись братья домой – вновь мобилизация. Теперь в армию Колчака. Константин погиб под Минусинском. Виктор служил делопроизводителем батареи, Николай в госпитале. Служил и младший брат Анатолий. После разгрома армии Колчака братья вернулись домой.
Женой Николая была Анна Васильевна. Она окончила фельдшерско-акушерскую школу и помогала мужу. Николай Николаевич работал в этот период разъездным врачом. Ежемесячно врач делал 250-360 выездов, да ещё совмещал с работой в поликлинике. В семье родились два сына, Евгений и Николай.
В феврале 1938 года Николая Николаевича арестовали по старым спискам эсеров. Обвинение: участие в террористической организации, подготовка свержения советской власти. Тогда по делу проходили многие известные в Красноярске врачи. Через два месяца приговор - высшая мера - был приведен в исполнение. Реабилитирован в 1956 году. Та же участь через несколько месяцев постигла брата Виктора. Анатолий бежал из Красноярска.
Мать Николая, жену, двух сестер, сыновей выселили в одну комнату. Сёстры замуж так и не вышли, у братьев и сыновей детей не было. Род Фон-Эзерских прервался.
Дом, к счастью, не пустили под снос, а реставрировали.