Найти тему
Сергей Пронин

Авторский взгляд на работу комплаенс-специалиста и понятие комплаенса

1. Работа юриста в сфере комплаенс очень тесно связана с определением вероятностей:

а) какое правонарушение может быть совершено компанией
б) какое нарушение внутренних правил компании может быть совершено сотрудниками и третьими лицами
в) способ, которым может быть совершено нарушение
г) что способствует тому, чтобы нарушение было совершено


2. Следующая часть работы состоит в создание механизмов:


а) препятствующих совершению правонарушения
б) создающих условия и предпосылки для привлечения к ответственности лиц, виновных в конкретных нарушениях. За счет этого также достигается и минимизация рисков самого совершения нарушения (когда лицо осознает высокую степень вероятности выявления его неправомерного поведения и такую же степень вероятности привлечения к ответственности, то желание совершить такой поступок уменьшается. В данном случае верно и обратное, если лицо будет осознавать, что его неправомерное действие не выявят и к ответственности не привлекут, то вероятность его совершения в разы возрастает)

3. Поэтому комплаенс – это:

а) способ использования специальных процедур (построение комплаенс-системы)

б) способ использования юридических знаний, но не для того, чтобы защищать компанию в традиционном смысле, когда произошло правонарушение и требуется, например, судебная защита, а с целью:

• прогнозирования видов нарушений, которые могут случиться с компанией с учетом характера деятельности, организационной структуры, предшествующей истории компании и уровня рискованности рынка, на котором компания ведет свою деятельность

и

• разработки механизмов, процедур и функций для того, чтобы в компании создавалась низкая вероятность реализации нарушений, а инвесторы, акционеры, собственники и руководители высокого уровня имели уверенность, что компания соблюдает законодательство.

в) знания и навыки по построению системы сдержек и противовесов в компании, обеспечивающей баланс интересов инвесторов, собственников, акционеров и наемных работников в условиях, когда их интересы могут вступать между собой в противоречия (агентская проблема) или иметь признаки конфликта интересов.

г) способ создания условий и предпосылок для защиты компании.

Например, неправильно организованная система защиты коммерческой тайны (несоответствующая требованиям законодательства и практике) приведет к тому, что в случае нарушения режима коммерческой тайны, компанию невозможно или очень сложно будет защитить в смысле взыскания убытков с виновного лица и привлечения его к ответственности. И наоборот, если система охраны коммерческой тайны соответствует законодательству и практике, то с одной стороны, снижается сама вероятность нарушения, а с другой, у юриста возникают предпосылки и возможности для эффективной последующей защиты компании, если нарушение все-таки произошло.