Контроль технического состояния необходимо проводить каждому транспортному средству перед выездом. Говоря о личном автомобиле, то в этом случае, каждый водитель сам отвечает за техническое состояние, и он сам решает исполнять или нет рекомендации производителя по эксплуатации и обслуживанию.
Если с личным транспортом все просто, то с корпоративным все совсем наоборот. Это целый процесс, который требует организации. Ответим на все основные вопросы при организации процесса контроля технического состояния автотранспортных средств.
Кто может выпускать автомобили в рейс?
Контроль может осуществляться:
1. Работником организации, которой принадлежат автотранспортные средства (далее АТС);
2. Организация собственник АТС может заключить договор с другим юридическим лицом в штате которого имеется соответствующий специалист.
3. Организация собственник АТС может заключить договор с индивидуальным предпринимателем.
Важным условием является то, что все вышеуказанные работники или индивидуальные предприниматели, осуществляющие контроль, должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. То есть у них должна быть квалификация, которая соответствует требованиям профессии контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта и требованиям нормативных документов.
Когда требуется проводить контроль?
Контроль проводится во время подготовки транспортного средства к выполнению водителем или группой водителей одного или нескольких рейсов в течении одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.
Контроль проводится в любой промежуток времени, необходимый для определения технического состояния транспортного средства и ограниченный временем въезда транспортного средства на парковку (парковочное место), предназначенную для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства, до выезда транспортного средства с парковки.
При сменной работе водителей на одном транспортном средстве контроль проводится до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки.
Таким образом контроль проводится в любой промежуток времени для определения технического состояния АТС. Как правило контролер проводит осмотр транспортного средства до его выезда и перед передачей его водителю.
Что необходимо проверить?
При проведении контроля должны быть проверены:
1) исправность:
· тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);
· рулевого управления;
· стеклоомывателей;
· колес;
· шин;
· звукового сигнала;
· тахографа (если обязательность ее установки предусмотрена законодательством);
· аппаратуры спутниковой навигации (если обязательность ее установки предусмотрена законодательством);
· устройства (системы) вызова экстренных оперативных служб (если обязательность его (ее) установки предусмотрена законодательством);
2) исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства:
· замков дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме транспортных средств городского наземного электрического транспорта);
· устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
· устройств обогрева и обдува стекол;
· тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей);
· держателя запасного колеса;
· фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);
3) наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства:
· индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности, влияющей на безопасность дорожного движения (проверяется при работающем двигателе);
· стекол и обзорности с места водителя;
· зеркал заднего вида и их креплений;
· заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;
· ремней безопасности (если обязательность их установки предусмотрена законодательством) и (или) подголовников сидений и их работоспособность;
4) работоспособность в установленном режиме:
· стеклоочистителей;
· внешних световых приборов и световозвращателей;
5) герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств;
6) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых транспортных средств и автобусов);
7) отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V Технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений, фар ближнего света, противотуманных фар (при наличии) и дневных ходовых огней (при наличии);
8) отсутствие установленных на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) без соответствующего разрешения, а также незаконно нанесенных на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб.
При наличии конструктивных особенностей специальных и специализированных транспортных средств дополнительно должны быть проверены работоспособность, состояние и исправность систем, механизмов, агрегатов, узлов и деталей, характерных для данных типов транспортных средств, влияющих на безопасность движения транспортных средств, на соответствие требованиям, установленным пунктами 14 - 27 приложения N 8 к Техническому регламенту.
Как оформить итог осмотра?
В организациях необходимо завести «Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств». В котором должен вестись учет прохождения контроля. Обязательные реквизиты журнала:
1) наименование марки, модели транспортного средства;
2) государственный регистрационный номер транспортного средства;
3) фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, проводившего контроль;
4) дату, время проведения контроля;
5) показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
6) отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);
7) подпись лица, проводившего контроль.
Журнал ведется на бумажном или электронном носителе.
В случае ведения журнала в электронном виде внесенные в него сведения заверяются электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В журнале допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления перевозок.
Что в итоге?
Если при контроле не выявлены какие-либо неисправности и несоответствия, то сведения о пройденном контроле указываются в путевом листе, и водитель на проверенном транспортном средстве может осуществить выезд.
Используемые нормативные документы в данной статье:
1. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
2. Федеральный закон от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
3. Решение Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
4. Приказ Минтранса РФ от 15.01.2021 N 9 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств".