Ровно 80 лет назад, 22 ноября 1941 года, по льду Ладоги прошли первые машины. Автотранспорт прибыл в Кобону — деревню в устье реки Кобонки на восточном берегу бухты Петрокрепость, где в него было загружено 60 тонн продовольствия для блокадного Ленинграда. На тот момент это была лишь капля в море.
В конце октября мне впервые довелось побывать в легендарной Кобоне. Поселение это существовало ещё с начала XVI века, о чём свидетельствуют исторические источники. При Петре здесь построили Староладожский канал — часть водного пути, соединявшего Балтику с Волгой. Позже рядом появился Новоладожский канал, построенный на смену обмелевшему предшественнику.
Сейчас в Кобоне, расположившейся в симметричных квадратах земли между каналами, проживает всего около ста человек, но благодаря энтузиазму некоторых местных жителей деревня развивается, здесь создаётся мемориальный комплекс, посвящённый роли Кобоны в Великой Отечественной войне.
Осенью 1941 года, когда немцы заняли Шлиссельбург, подошли к Ладоге и перерезали все сухопутные связи города, Ленинград снабжался через Новую Ладогу. Туда грузы поступали по железной дороге из Волховстроя, где перегружались сначала на речные баржи, потом на озёрные, на которых доходили до Осиновца. Так как не было причалов, там на плавсредствах грузы вручную перетаскивались на машины, которые довозили их до станции Ладожское озеро, с которой они доставлялись в Ленинград.
Когда началось наступление на Москву, Гитлер отдал приказ сомкнуть второе кольцо блокады — дойти к финнам на реку Свирь, так как ему доложили, что если ограничить подвоз продовольствия в город на Неве, то всё его население, а это 3 миллиона мирных жителей, просто погибнет от голода через два месяца. Таков был новый план.
Немцам удалось захватить Тихвин и перерезать северную ветку железной дороги. Было разорвано сообщение Кобоны с большой землей, а ближайшие пункты разгрузки, куда приходили поезда, находились в 270 километрах — это станции Подборовье и Заборье. К началу декабря — буквально за неделю — была построена автодорога от Кобоны до станции Заборье в обход территории, занятой немцами. Но она была очень тяжелой и имела небольшую пропускную способность. Машины шли долго, весь путь в 308 км до Осиновца проделывали за 20 дней, не хватало бензина, были постоянные поломки.
Рядом со зданием музея стоит памятник, установленный в прошлом году фондом Александра Городницкого — учёного и барда, который в 8 лет был эвакуирован из блокадного Ленинграда по ледовой дороге. Мальчик не видел водителя грузовика и так и не узнал его фамилию. Этому водителю Городницкий посвятил стихи.
Водитель, который меня через Ладогу вез,
Его разглядеть не сумел я, из кузова глядя.
Он был неприметен, как сотни других в Ленинграде, —
Ушанка да ватник, что намертво к телу прирос.
В декабре, в результате Тихвинской наступательной операции, советские войска освобождают Тихвин, снимается угроза захвата Волховстроя, немцы уходят на старые рубежи, линия фронта отодвигается. Ж/д сообщение восстанавливают, а в январе начинается строительство железной дороги от ближайшей к Ладоге станции Войбокало до Кобоны, чтобы приблизить базы снабжения. 10 февраля 1942 года в Кобону приходит первый состав с грузом для блокадного города.
«Создаётся крупнейшая перевалочная база на восточном Побережье бухты Петрокрепость. Создаётся сеть железных дорог, три станции — Лаврово, Кобона, Коса. В марте начинается строительство огромного порта грузооборотом 10 тысяч тонн в сутки, строится десять причалов от 300 до 500 метров для приема барж разного тоннажа и пассажирских судов», — поясняет заведующий музея Сергей Марков.
В Ленинград поставлялось продовольствие и другие товары первой необходимости, а из Ленинграда везли военную продукцию, необходимую для фронта, эвакуировали жителей и имущество. Эвакопунктом в Кобоне была Никольская церковь, переоборудованная под склад коммунистами в 1930-х годах. Белая церковь всегда служила местным рыбакам маяком, а для водителей ледовой трассы стала настоящим символом жизни.
Глухими ударами била в колеса вода,
Гремели разрывы, калеча усталые уши.
Вращая баранку, он правил упорно туда,
Где старая церковь белела на краешке суши.
Ледовую Дорогу жизни — с ноября 1941 по апрель 1942 года — обслуживали около 4000 автомобилей и гужевой транспорт. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса. Там, откуда начинали путь караваны с грузом, сейчас стоит знаменитая «полуторка» — грузовик ГАЗ-АА, поднятый со дна Ладожского озера дайверами в 2014 году. «Полуторка» 70 лет пролежала под водой, но хорошо сохранилась.