Найти тему
Энни Холл

Люди боялись ходить на пляж, а турфирмы разорились. Неудобная правда о съемках фильма «Челюсти»

Оглавление

Недавно задумалась о том, что хочу попробовать себя в роли режиссера. И тут понеслось: просмотры фильмов, бесконечное скитание по биографиям постановщиков, изучение основ. И кажется, это так просто — хоть сейчас снимай фильм, который соберет миллионы долларов. Но каково это — быть режиссером на самом деле?

Потеря сна, нескончаемые ошибки и мысли о том, что неплохо бы пристрелить себя, лишь бы не возвращаться на съемочную площадку. Такова была реальность Стивена Спилберга во время съемок картины «Челюсти». Листайте ниже, чтобы узнать подробности.

О фильме

В 1975 году на экранах появился фильм «Челюсти» — история о трех чуваках, которые в течение пяти дней пытались прикончить акулу. Начался фильм со сцены, когда коп Мартин и его помощница находят остатки тела девушки на берегу. Но с каждым днем все больше людей умирало от голодной акулы. Тогда трое ребят — рыбак, мент и океанолог, отправляются ловить гигантскую рыбёху.

-2

Быть постановщиком — тяжело

Стивен Спилберг — абсолютный чудак, который обожал кинематограф и плевал на все остальное. У него было полно фобий: спал исключительно в белой футболке и носках, боялся летать на самолете, ненавидел лифты и американские горки. Он даже не мечтал о деньгах и признании — ему просто хотелось снимать кино. Пока все развлекались, его мысли заполняли мысли о том, как он будет снимать следующую сцену фильма, когда придет на площадку. Но мэтр говорил, что без работы было очень тяжело: он днями напролет зависал дома и ждал звонка со студии.

-3

В то время Спилберг даже не думал об авторском кино — режиссером «Челюстей» он стал чуть ли не случайно. Он просто увидел какие-то бумаги об экранизации истории, почитал и напросился поставить эту работу. Когда его утвердили, Спилберг — замотивированный и с большими ожиданиями чел, — начал готовиться к съемкам. Но он даже не представлял, что его ждет: два предыдущих фильма режиссера были камерными, а сам процесс не выматывал так сильно, как съемки ленты «Челюсти».

-4

Из-за недостатка опыта появляются проблемы. Спилберг и съемочная команда сильно налажали: потратили больше денег и снимали картину в три раза дольше, чем планировали. В то время продюсеры хотели забить на эту идею, а актеры — посмеивались над Спилбергом, ожидая провала. А он все еще не видел своей жизни без кино. Правда, когда отдыхал с друзьями, повторял:

Снимать кино — все равно что ехать на дилижансе: рассчитываешь на приятную поездку, но уже отъехав, молишься, чтобы добраться живым.

На одной из встреч, главный чувак из Universal, предложил режиссеру два варианта развития событий: уйти и не потерять ни копейки, либо остаться и доделать фильм. Он выбрал закончить фильм. Не сдаваться же на половине пути, верно?

-5

Сложности, с которыми столкнулся режиссер

Думаете, в фильме была настоящая акула? Тогда ошибаетесь. Треть бюджета отложили на то, чтобы создать максимально реалистичную механическую фигуру. Но она никак не получалась: сначала рыба была слишком маленькой, потом — большой и недостаточно правдоподобной.

После десятка попыток сделать что-то нормальное, акула получилась такой, как ее и представляли. Но и тут без проблем не обошлось: в перерыве между съемками режиссер показывал друзьям механизмы махины и случайно ее сломал. Пришлось чинить и тратить еще больше денег.

-6

Позвать актеров с неприметными лицами, думал Стивен, будет хорошей идеей: зрителю так будет проще ассоциировать себя с героями фильма, а саму ленту сделает более реалистичной и страшной. Только не все были согласны с ним: автор истории хотел пригласить Пола Ньюмана и Чарльтона Хестона, а киностудия — Грегори Пека и Джеффа Бриджеса.

Режиссеру подфартило даже тут: все актеры отказались от участия, а он смог позвать тех, кого изначально хотел — Роя Шайдера, Ричарда Дрейфусса и Роберта Шоу. Зрители настолько сильно поверили в историю благодаря хорошему актерскому составу, что боялись ходить на пляж, думая, что на берегу внезапно может появиться гигантская акула.

-7

Оживить сценарий было тоже непростой задачей. Сначала все персонажи казались слишком искусственными, а у режиссера никак не получалось придать им живости и естественности. Но помог один фактор: актеры и Спилберг собрались вместе чинить ту сломанную акулу. А вместе с тем прогоняли текст, импровизировали и переписывали отдельные кусочки. Так, сценарий стал более живым, а персонажи перестали быть безликими.

-8

Незадолго до выхода фильма он совсем перестал спать и придумывал бесчисленное количество отговорок для студии, чтобы не заканчивать работу над картиной. Спилберг даже думал пристрелить себя или сломать ногу — лишь бы не возвращаться на съемочную площадку.

Его работу уже считали провалом: макет акулы был недостаточно реалистичен, логика в повествовании была нарушена и режиссер никак не мог правильно выстроить съемочный день.

-9

Вот так, Спилберг, который снял кучу потрясающих фильмов, мучился над съемками «Челюстей». И только при работе над проектом ты понимаешь, сколько там нюансов, которые надо как-то решить.

Я смотрела этот фильм дважды: когда была маленькая и сейчас. И вот, что могу сказать: мне до сих адски страшно смотреть «Челюсти». Гениальная работа.

А вы смотрели фильм? Как вам работы Спилберга?