Недавно задумалась о том, что хочу попробовать себя в роли режиссера. И тут понеслось: просмотры фильмов, бесконечное скитание по биографиям постановщиков, изучение основ. И кажется, это так просто — хоть сейчас снимай фильм, который соберет миллионы долларов. Но каково это — быть режиссером на самом деле?
Потеря сна, нескончаемые ошибки и мысли о том, что неплохо бы пристрелить себя, лишь бы не возвращаться на съемочную площадку. Такова была реальность Стивена Спилберга во время съемок картины «Челюсти». Листайте ниже, чтобы узнать подробности.
О фильме
В 1975 году на экранах появился фильм «Челюсти» — история о трех чуваках, которые в течение пяти дней пытались прикончить акулу. Начался фильм со сцены, когда коп Мартин и его помощница находят остатки тела девушки на берегу. Но с каждым днем все больше людей умирало от голодной акулы. Тогда трое ребят — рыбак, мент и океанолог, отправляются ловить гигантскую рыбёху.
Быть постановщиком — тяжело
Стивен Спилберг — абсолютный чудак, который обожал кинематограф и плевал на все остальное. У него было полно фобий: спал исключительно в белой футболке и носках, боялся летать на самолете, ненавидел лифты и американские горки. Он даже не мечтал о деньгах и признании — ему просто хотелось снимать кино. Пока все развлекались, его мысли заполняли мысли о том, как он будет снимать следующую сцену фильма, когда придет на площадку. Но мэтр говорил, что без работы было очень тяжело: он днями напролет зависал дома и ждал звонка со студии.
В то время Спилберг даже не думал об авторском кино — режиссером «Челюстей» он стал чуть ли не случайно. Он просто увидел какие-то бумаги об экранизации истории, почитал и напросился поставить эту работу. Когда его утвердили, Спилберг — замотивированный и с большими ожиданиями чел, — начал готовиться к съемкам. Но он даже не представлял, что его ждет: два предыдущих фильма режиссера были камерными, а сам процесс не выматывал так сильно, как съемки ленты «Челюсти».
Из-за недостатка опыта появляются проблемы. Спилберг и съемочная команда сильно налажали: потратили больше денег и снимали картину в три раза дольше, чем планировали. В то время продюсеры хотели забить на эту идею, а актеры — посмеивались над Спилбергом, ожидая провала. А он все еще не видел своей жизни без кино. Правда, когда отдыхал с друзьями, повторял:
Снимать кино — все равно что ехать на дилижансе: рассчитываешь на приятную поездку, но уже отъехав, молишься, чтобы добраться живым.
На одной из встреч, главный чувак из Universal, предложил режиссеру два варианта развития событий: уйти и не потерять ни копейки, либо остаться и доделать фильм. Он выбрал закончить фильм. Не сдаваться же на половине пути, верно?
Сложности, с которыми столкнулся режиссер
Думаете, в фильме была настоящая акула? Тогда ошибаетесь. Треть бюджета отложили на то, чтобы создать максимально реалистичную механическую фигуру. Но она никак не получалась: сначала рыба была слишком маленькой, потом — большой и недостаточно правдоподобной.
После десятка попыток сделать что-то нормальное, акула получилась такой, как ее и представляли. Но и тут без проблем не обошлось: в перерыве между съемками режиссер показывал друзьям механизмы махины и случайно ее сломал. Пришлось чинить и тратить еще больше денег.
Позвать актеров с неприметными лицами, думал Стивен, будет хорошей идеей: зрителю так будет проще ассоциировать себя с героями фильма, а саму ленту сделает более реалистичной и страшной. Только не все были согласны с ним: автор истории хотел пригласить Пола Ньюмана и Чарльтона Хестона, а киностудия — Грегори Пека и Джеффа Бриджеса.
Режиссеру подфартило даже тут: все актеры отказались от участия, а он смог позвать тех, кого изначально хотел — Роя Шайдера, Ричарда Дрейфусса и Роберта Шоу. Зрители настолько сильно поверили в историю благодаря хорошему актерскому составу, что боялись ходить на пляж, думая, что на берегу внезапно может появиться гигантская акула.
Оживить сценарий было тоже непростой задачей. Сначала все персонажи казались слишком искусственными, а у режиссера никак не получалось придать им живости и естественности. Но помог один фактор: актеры и Спилберг собрались вместе чинить ту сломанную акулу. А вместе с тем прогоняли текст, импровизировали и переписывали отдельные кусочки. Так, сценарий стал более живым, а персонажи перестали быть безликими.
Незадолго до выхода фильма он совсем перестал спать и придумывал бесчисленное количество отговорок для студии, чтобы не заканчивать работу над картиной. Спилберг даже думал пристрелить себя или сломать ногу — лишь бы не возвращаться на съемочную площадку.
Его работу уже считали провалом: макет акулы был недостаточно реалистичен, логика в повествовании была нарушена и режиссер никак не мог правильно выстроить съемочный день.
Вот так, Спилберг, который снял кучу потрясающих фильмов, мучился над съемками «Челюстей». И только при работе над проектом ты понимаешь, сколько там нюансов, которые надо как-то решить.
Я смотрела этот фильм дважды: когда была маленькая и сейчас. И вот, что могу сказать: мне до сих адски страшно смотреть «Челюсти». Гениальная работа.
А вы смотрели фильм? Как вам работы Спилберга?