Найти в Дзене
Киносноб

Игра: Взгляд с полпути вниз

Оглавление

Смерть эго ужасает.

Как люди, мы отчаянно цепляемся за мысль о том, что у нас есть некое подобие контроля над нашей жизнью. Что бы с нами ни случилось, мы полагаем, что у нас хватит сил сохранить эту автономию благодаря нашему уму и пуленепробиваемому рассудку.

Несмотря на все доказательства обратного, мы верим, что обладаем этой божественной способностью, потому что признать обратное означало бы признать нашу собственную хрупкость и ничтожность перед лицом всеобщего хаоса. Такая уступка заставила бы нас признать, что наше единственное убежище на этой плавучей скале - не наша уверенность в собственных силах, а скорее других людей, которые так же бессильны, напуганы и не уверены в том, что принесет следующий момент.

Фильм "Игра", психологический триллер 1997 года режиссера Дэвида Финчера, иллюстрирует, как искоренение такого самопоглощения и самовозвеличивания может привести к откровенному пониманию своего поведения и глубокой трансформации своей перспективы.

В центре фильма - Николас Ван Ортен (Майкл Дуглас), богатый инвестиционный банкир, который всегда знал только материальный комфорт и роскошный образ жизни. Однако, несмотря на то что он имеет огромный калифорнийский особняк и гораздо больше удобств, чем ему когда-либо понадобится, он недоволен своей жизнью. Он достиг американской мечты по всем стандартам, но не может наслаждаться ею, потому что все еще обижен на жену за то, что она его бросила, и переживает самоубийство отца.

Эта обида и горечь проявляются в холодности и цинизме. День за днем Николас погружается в свою работу и отвергает социальные связи. Его интересуют только сделки и прибыль, которую они могут принести. Все еще переживая последствия своего брака и смерть отца, он становится озлобленным и отвергает общество в целом. Поступки других людей причиняют ему страдания, поэтому он решает отгородиться от всех и посвятить себя работе.

Николас почти бессознательно превращается в архетип, который при жизни представлял его покойный отец. Его пренебрежение семьей и стремление дистанцироваться, несмотря на достаток, отражают склонности его отца. Более того, оба трудоголика отдают предпочтение бизнесу, а не отношениям, и впоследствии становятся несчастными. Фильм открывается в день, когда Николасу исполняется 48 лет - в том же возрасте, в котором его отец покончил с собой.

Конрад (Шон Пенн), младший брат Николаса, служит его противоположностью. Он игривый, беззаботный и спонтанный - полная противоположность своему угрюмому брату. На день рождения Николаса Конрад дарит ему приглашение на "Игру", которая, по его словам, изменит жизнь Николаса.

Корпорация Consumer Recreation Services, предлагающая "Игру" в качестве услуги, которую можно приобрести, оказывается очень уклончивой в отношении деталей самого опыта. Их представитель отказывается раскрывать конкретную информацию о ней, вместо этого засыпая неохотно идущего Николаса постоянными туманными и бесполезными банальностями. Тем не менее, соблазнившись эксклюзивностью "Игры", Николас принимает в ней участие.

**спойлеры впереди**

Как только начинается "Игра", CRS подвергает Николаса целому ряду тяжелых испытаний, которые манипулируют его психикой, заставляют его бояться за свою жизнь и разрушают его доверие ко всем важным для него людям. Корпорация придумывает изощренные уловки, в которых ее оперативники подставляют Николаса под сексуальное насилие, грабят и разносят его дом, сталкивают его такси с обрыва и накачивают наркотиками, чтобы бросить его в Мексике.

На протяжении всей "Игры" близкие Николаса люди один за другим нарушают его доверие, пока он не чувствует, что у него действительно нет никого, к кому он мог бы обратиться. И каждый раз, когда ему начинает казаться, что натиск необъяснимых, нервирующих испытаний наконец-то прекратился, он оказывается втянут в новое.

Но "Игра" не просто пугает Николаса - она показывает ему его собственные ограничения и предрассудки, ввергая его в ситуации, в которых он почти наверняка никогда бы не оказался. На этом пути он обретает вновь обретенное сострадание, бесстрашие и искреннюю благодарность за жизнь.

Если бы он не участвовал в "Игре", он никогда бы не достиг таких судьбоносных открытий. Ему было бы невозможно освободиться от собственной само ограничивающей идеологии. Для такого глубокого личностного роста была необходима разрушительная внешняя сила, такая как Игра.

Финал "Игры" — это сцена, которая в наибольшей степени символизирует личностную трансформацию Николаса. К тому времени, когда он доходит до нее, Игра полностью сломила его. Полагая, что он убил Конрада, он испытывает то же сокрушительное отчаяние и окончательность, что и его отец в свой последний час. Поэтому, в мрачновато-поэтическом повороте, он срывается со здания и падает на тротуар.

На пути вниз Николас наконец-то переживает смерть эго, которую все это время катализировала Игра. Впервые он осознает, что стал воплощением своего отца. Более того, он принимает тот факт, что, как и его отец, ни работа, ни банковский баланс не могут наполнить его жизнь смыслом.

Окончательно смирившись, он задумывается о своей собственной жизни в сравнении с жизнью других людей. Высокомерный и непроницаемый Николас тает, и на его месте появляется приземленный и благодарный человек с мозговой экзистенциальной перспективой.

В 6-й серии 15-го сезона сериала Netflix "Конь БоДжек" БоДжек попадает в лимб и воссоединяется с духами своих умерших друзей и членов семьи. Ириска, жестокий отец БоДжека, исполняет стихотворение под названием "Вид с полпути вниз", в котором выражает сожаление о своем самоубийстве.

В стихотворении он рассказывает о том, как преобладающее чувство спокойствия, которое он испытывал перед прыжком с моста, превратилось в мучительное сожаление, когда он приблизился к воде. Больше всего на свете он жалеет, что не смог увидеть вид с половины пути вниз, прежде чем броситься с края.

В отличие от Ириски, Николас видит вид с полпути вниз и получает второй шанс. Его радикальное признание собственной незначительности и вновь обретенная преданность людям, которые важны для него, свидетельствуют о растворении его эго и подлинной благодарности, которая может расцвести только в том, кто побывал на краю пропасти и вернулся обратно.

"Если раньше я был слеп, то теперь я вижу".

#фильмы #рецензия на фильм #обзор фильма #триллер #ретро фильмы #обзор #рецензия