Помните, в курсе физики средней школы у нас все время какие-то бруски куда-то скользили?
В Дании так не делают, здесь принято, что задачки ученики должны решать реальные, взятые из жизни.
Вот и я, следуя общему поветрию, решила сделать задачку для контрольной, решение которой ученики не смогут найти в интернете!
Контрольная по теме "Динамика. Силы в природе."
Название задачи: "Твой учитель на зиплайне".
"Учитель на зиплайне" - это я в Карачаево-Черкесии этим летом недалеко от Медовых водопадов спускаюсь с горы. Видите, там такая точечка в небе висит? Это и есть я!
Вот здесь я уже намного виднее. К сожалению, не смотря на то, что у меня с собой была камера, а не смогла себя снять, потому что побоялась отцепить руки от ручек, хотя можно было. Теперь жалею. Страх забылся, а ощущение полёта - осталось.
Итак, первый вопрос в задаче:
1. Какие силы действуют на учителя? Изобразите их на картинке.
Здесь было бы логично попросить учеников посчитать эти силы, но есть одна маленькая загвоздочка: чтобы посчитать силу тяжести, нужно указать массу тела. А тело в данном случае- это я!
Мне как-то не хотелось оповещать учеников о своей массе, поэтому - обойдёмся рисунком!
(Как вы думаете, это комплексы во мне говорят? А вы бы решились указать свой вес в этом задании?)
2. Время полёта составило 1 минуту, длина каната 1050 метров (источник). Вычисли ускорение учителя и конечную скорость полёта, если начальная скорость была равна нулю.
Время полета я измерила по фильму - моя камера была включена, хоть и болталась на руке. Я всё посчитала, и знаете, что получается? Конечная скорость в 126 км/ч! А источники указывают 80 км/ч.
Здесь, видимо, играет роль то, что движение по канату всё-таки не прямолинейное, он провисает, поэтому использовать модель для прямолинейного движения не совсем корректно. Добавлю это в условие!
3. Движение по тросу осуществляется при помощи каретки. Изобразите на рисунке силы, которые действуют на каретку.
Здесь появляется сила трения и вес того самого пресловутого учительского тела. :-))) Но массу я всё равно не укажу!
4. Допустим, трос натянут прямолинейно и провисание отсутствует. Найдите коэффициент трения между кареткой и тросом, если перепад высот между стартовой и финишной точками 70 м?
Это классическое задание на движение тела по наклонной плоскости, и, если ребята правильно выведут формулу для коэффициента трения, то моя масса им и не понадобится!
Таким образом, у меня получилось сделать хорошее задание, которое не найдётся в интернете!
Но- вишенка на торте - заключительные вопросы на понимание!
5. Кто быстрее спустится вниз - взрослый или ребёнок? Есть ли разница в скорости спуска летом и зимой?
Понравилась ли вам задачка? Можете ли вы её решить?
Можете ли вы ответить на пятый вопрос?