6,6K подписчиков

Как Моцарт коварно присвоил сочинения своей сестры

648 прочитали

Карл у Клары украл кларнет ...

Не все знают, что первоисточником этой логопедической скороговорки стал исторический факт:

Амадей заимствовал у Наннерль,

где Амадей - это австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, а Наннерль - его старшая сестра Мария Анна. Вот они оба на семейном натюрморте. Наннерль та, что с "вавилонами" на голове.

Карл у Клары украл кларнет ...

Предприимчивый папашка Леопольд (крайний справа) таскал обоих вундеркиндов по городам и весям Европы. При этом, говорят, что Наннерль блистала больше Вольфганга, была гораздо талантливее.

Моя маленькая девочка играет самые сложные произведения, которые у нас есть … с невероятной точностью и так превосходно. Всё это сводится к тому, что моя маленькая девочка, хотя ей всего 12 лет, является одним из самых искусных исполнителей в Европе.

Это мнение любящего родителя, и оно может быть предвзятым. Но вот отклик графа Карла фон Цинцендорфа после концерта Моцартов в Мюнхене:

Малыш из Зальцбурга и его сестра играли на клавесине. Бедняжка играет чудесно. Он - дитя духа, живое, очаровательное. Его сестра играет виртуозно, и он ей аплодировал.

Кроме того, утверждается, что Наннерль была сильна в композиции и помогала брату в нотировании и оркестровке его Первой симфонии.

В 1770 году она отправила Моцарту одно из своих сочинений. В ответном письме композитор писал:

Моя дорогая сестра! Я в восторге от того, что ты так хорошо умеешь сочинять, одним словом, песня, которую ты написала, прекрасна.

По достижению совершеннолетия Марию Моцарт перестали брать в гастрольные туры, с формулировкой "место женщины у плиты". Музыка, сочинённая ей, не сохранилась.

Сейчас имя Наннерль всплывает на гребне мутной волны феминизма и борьбы за права "угнетённых" дам. Французы сняли о ней мелодраму, Netflix установил временный памятник, а интернет заполнился публикациями о "гениальной женщине, превосходившей по композиторским способностям самого Вольфганга, и ставшей жертвой дремучего патриархата".

Фото из аккаунта Netflix UK & Ireland в Твиттере.
Фото из аккаунта Netflix UK & Ireland в Твиттере.

Обычная информационная жвачка, рассчитанная на недалёкую публику. Вроде всем всё ясно.

И тут, со словами "Подержите моё пиво", на сцену выходит бывший дирижёр, профессор австралийского Университета Чарльза Дарвина и неутомимый криминалист Мартин Джарвис.

Тот самый Джарвис, получивший докторскую степень за анализ почерка Иоганна Себастьяна Баха и его жены, позволившие сделать ему сенсационное умозаключение, что именно Анна Магдалена Бах является автором шесть сюит для виолончели (BWV 1007-1012).

На этот раз объектом его разоблачений стал Моцарт. С 2007 года профессор внимательно изучал его рукописи и пришёл к выводу, что три из пяти скрипичных концертов на самом деле написала Мария Анна, а вовсе не Вольфганг Амадей:

Мы знаем, что [Наннерль] сочиняла, потому что даже в некоторых [своих] письмах Моцарт хвалит её за музыку.

и

Мы знаем, что различные композиторы, включая Баха, копировали музыку других людей, а затем ставили на ней свое имя.

Ну и какие вам нужны доказательства?

Карл у Клары украл кларнет ...-3

Уважаемому профессору могу предложить ещё несколько направлений для исследований:

Феликс тащил у Фанни
Пётр
- у Антонины,
Эдвард
тырил у Нины,
А Рихард - у КозИмы.

Густав подслушивал Альму,
Роберт
обкрадывал Клару,
... Клара у Карла украла кораллы ...
И нет предела маразму.

Публикация подготовлена по материалам сайта classicfm.com.

И отправляется в раздел Юмора постоянного КАТАЛОГА ссылок канала. Желающие всхохотнуть, кликайте ещё:

Традиционная несмешная байка:

Однажды упёртость Леопольда Моцарта чуть не лишила человечество гениального композитора. Он был ярым противником прививок:

Меня уговаривают сделать прививку моему мальчику от оспы. Но, так как я достаточно ясно выразил своё отвращение к этой дерзости, то меня оставили в покое. Здесь прививки - это всеобщая мода. Но я оставляю это дело на милость Божию. От Его благодати зависит, желает ли Он сохранить это чудо природы в этом мире, в который поместил его, или забрать его к Себе.

Когда в 1767 году Вену охватила эпидемия оспы, Моцарты срочно уехали в Брно, а затем в Ольмюц, где у Вольфганга проявились первые признаки болезни. Наннерль также переболела оспой вслед за братом.