Карл у Клары украл кларнет ...
Не все знают, что первоисточником этой логопедической скороговорки стал исторический факт:
Амадей заимствовал у Наннерль,
где Амадей - это австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, а Наннерль - его старшая сестра Мария Анна. Вот они оба на семейном натюрморте. Наннерль та, что с "вавилонами" на голове.
Предприимчивый папашка Леопольд (крайний справа) таскал обоих вундеркиндов по городам и весям Европы. При этом, говорят, что Наннерль блистала больше Вольфганга, была гораздо талантливее.
Моя маленькая девочка играет самые сложные произведения, которые у нас есть … с невероятной точностью и так превосходно. Всё это сводится к тому, что моя маленькая девочка, хотя ей всего 12 лет, является одним из самых искусных исполнителей в Европе.
Это мнение любящего родителя, и оно может быть предвзятым. Но вот отклик графа Карла фон Цинцендорфа после концерта Моцартов в Мюнхене:
Малыш из Зальцбурга и его сестра играли на клавесине. Бедняжка играет чудесно. Он - дитя духа, живое, очаровательное. Его сестра играет виртуозно, и он ей аплодировал.
Кроме того, утверждается, что Наннерль была сильна в композиции и помогала брату в нотировании и оркестровке его Первой симфонии.
В 1770 году она отправила Моцарту одно из своих сочинений. В ответном письме композитор писал:
Моя дорогая сестра! Я в восторге от того, что ты так хорошо умеешь сочинять, одним словом, песня, которую ты написала, прекрасна.
По достижению совершеннолетия Марию Моцарт перестали брать в гастрольные туры, с формулировкой "место женщины у плиты". Музыка, сочинённая ей, не сохранилась.
Сейчас имя Наннерль всплывает на гребне мутной волны феминизма и борьбы за права "угнетённых" дам. Французы сняли о ней мелодраму, Netflix установил временный памятник, а интернет заполнился публикациями о "гениальной женщине, превосходившей по композиторским способностям самого Вольфганга, и ставшей жертвой дремучего патриархата".
Обычная информационная жвачка, рассчитанная на недалёкую публику. Вроде всем всё ясно.
И тут, со словами "Подержите моё пиво", на сцену выходит бывший дирижёр, профессор австралийского Университета Чарльза Дарвина и неутомимый криминалист Мартин Джарвис.
Тот самый Джарвис, получивший докторскую степень за анализ почерка Иоганна Себастьяна Баха и его жены, позволившие сделать ему сенсационное умозаключение, что именно Анна Магдалена Бах является автором шесть сюит для виолончели (BWV 1007-1012).
На этот раз объектом его разоблачений стал Моцарт. С 2007 года профессор внимательно изучал его рукописи и пришёл к выводу, что три из пяти скрипичных концертов на самом деле написала Мария Анна, а вовсе не Вольфганг Амадей:
Мы знаем, что [Наннерль] сочиняла, потому что даже в некоторых [своих] письмах Моцарт хвалит её за музыку.
и
Мы знаем, что различные композиторы, включая Баха, копировали музыку других людей, а затем ставили на ней свое имя.
Ну и какие вам нужны доказательства?
Уважаемому профессору могу предложить ещё несколько направлений для исследований:
Феликс тащил у Фанни
Пётр - у Антонины,
Эдвард тырил у Нины,
А Рихард - у КозИмы.
Густав подслушивал Альму,
Роберт обкрадывал Клару,
... Клара у Карла украла кораллы ...
И нет предела маразму.
Публикация подготовлена по материалам сайта classicfm.com.
И отправляется в раздел Юмора постоянного КАТАЛОГА ссылок канала. Желающие всхохотнуть, кликайте ещё:
- "Новый мерин" Моргенштерна. Осмысление бессмысленного
- Лучшая классика для вас: Музыка Ангелов, Мелодия Слёз и Медленный Вальс
Традиционная несмешная байка:
Однажды упёртость Леопольда Моцарта чуть не лишила человечество гениального композитора. Он был ярым противником прививок:
Меня уговаривают сделать прививку моему мальчику от оспы. Но, так как я достаточно ясно выразил своё отвращение к этой дерзости, то меня оставили в покое. Здесь прививки - это всеобщая мода. Но я оставляю это дело на милость Божию. От Его благодати зависит, желает ли Он сохранить это чудо природы в этом мире, в который поместил его, или забрать его к Себе.
Когда в 1767 году Вену охватила эпидемия оспы, Моцарты срочно уехали в Брно, а затем в Ольмюц, где у Вольфганга проявились первые признаки болезни. Наннерль также переболела оспой вслед за братом.