Наверняка многие сталкивались с желанием купить ту или иную вещь или услугу через соцсети. А, значит, наверняка задавались вопросом, почему продавцы таких площадок сразу не публикуют цену товара и насколько законна продажа через Instagram — разбирался МЛЫН.BY.
Со стороны покупателя
В значительной степени недовольство покупателей вызывает невозможность прицениться, когда под товаром не указана стоимость. Она может быть в комментариях, но их бывает порядка сотни, которые ты вынужден пролистать. Если ее там все же нет, приходится отправлять свое сообщение, для ожидания ответа на которое тоже нужно запастись терпением. Ведь маловероятно, что каждый продавец держит телефон в руках и моментально отвечает. Как итог: слишком много потраченного времени и действий просто для того, чтобы узнать цену. Не проще ли пройти мимо и найти аккаунт, где она уже указана?
И если уточнить цену одной позиции еще не составляет труда, то что делать, когда это аккаунт каких-то мелких подарков или бытовых товаров, а ты хочешь купить 3-5 позиций? Писать под каждой? Или сохранять картинки каждой понравившейся вещицы и скопом отправлять их продавцу?
И всю эту работу приходится делать с мыслями: а вдруг цена высокая, раз продавец ее не указал?
Следующая занимательная фаза — ожидание ответа. В веке моментальных коммуникаций отвечать на сообщение через несколько часов — непозволительная роскошь. Ведь моментальные сегодня не только коммуникации, но и потребности. Подарок или услуга могут понадобиться срочно. При подаче заявки на тот или иной сайт, оператор обещает связаться с потенциальным клиентом в течение минуты. Но раз у него не получается оперативно ответить, то может все-таки указать цену под фото и не потерять клиента?
Кроме того, негативные отзывы, в отличие от позитивных, имеют свойство разлетаться со скоростью света, отсюда и подпорченная репутация, к чему владелец магазина тоже должен быть готов.
Если взять рынок одного сегмента товаров, то наверняка есть те, у кого цена ниже других. Почему бы в таком случае ее не указать? Пусть это будет вашим преимуществом перед конкурентами и покупателями. С другой стороны — если у вас товары премиум-сегмента с соответствующими ценами, и этим тоже нужно гордиться. У вас есть своя аудитория, которую могут наоборот отпугнуть низкие цены.
Оказывается, маркетинг!
Изучая проблематику вопроса, рука невольно потянулась к компьютерной мыши. Гугл рассказал, что некоторые маркетологи замалчиванием цены пытаются продвинуть свой профиль в Instagram. Ведь если посмотреть, сколько комментариев под постами с просьбами написать заветную цену, многое становится очевидно.
Но и это еще не все: увеличением потока ответов «в личные сообщения» тоже увеличивается алгоритм активности страницы, за что механизм продвижения своеобразно «хвалит» сайт и выносит его в рекомендации для широкого числа пользователей. Таким образом, охват аудитории увеличивается, а это — голубая мечта любого маркетолога и владельца бизнеса.
Другая сторона медали — способности прирожденного «продажника». Логика продавца такова: если вероятный клиент попросит уточнить для него цену, есть шанс убедить его в покупке товара. Эта история любима для некоторой категории продавцов, но не покупателей. Ведь если после известия о цене вы решили, что товар для вас дороговат, дальше начинается: «Вас заинтересовало наше предложение?», «Могу ли я подробнее вам рассказать о нашем продукте?», «Если вы решитесь в ближайшее время, успеете получить скидку» и пр.
Ну и, наконец, старая добрая традиция уже бородатых способов продаж в «холодную», когда представители ряда компаний обзванивают всех и вся, создавая базу потенциально заинтересованных. Потом эта база переходит из рук в руки подобным заинтересованным организациям за определенную денежку. Так же и в Instagram: если вы заинтересовались какой-либо категорией товара, вас любезно просят предоставить номер телефона, чтобы быть в курсе всех акционных предложений. Просьба так вежлива, так завуалирована, что вы даже вообразить себе не можете, какая атака начнется спустя время со всех утюгов: сообщения на телефон, письма на email, рассылка во все социальные сети. В конечном итоге, чтобы откреститься от назойливых «продавцов об Бога», либо блокируешь их всюду, либо, если не лень, звонишь с просьбой вычеркнуть свой телефон из базы рассылок. Но в этом случае, стоит пройти еще один круг ада, чтобы объяснить свою позицию. А данные в базе все равно уже будут. Благодаря чему можно и персонализированную рекламу настроить, и в CRM ввести, ведь уже «теплому» клиенту проще будет что-то продать или предложить скидку.
Формируется ли у потребителя на основании всего вышеперечисленного положительное впечатление о продавце, о его товаре и обо всем его бизнесе в целом? Отнюдь.
А что говорит МАРТ?
Со стороны закона все немного иначе, нежели, чем со стороны покупателя и продавца. Как оказалось, не всякие бизнесы в Instagram узаконены. В соответствии с законодательством Республики Беларусь, компания или предприниматель вправе осуществить розничную торговлю онлайн только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре.
Чтобы понять, что подразумевается под понятием «интернет-магазин», нужно обратиться к п.8 ст.1 Закона о торговле интернет-магазин —это информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта.
Если покупатель может связаться с продавцом через, предположим, Instagram, написав в личные сообщения — такой интернет-ресурс считается интернет-магазином, и должен быть зарегистрирован и работать в соответствии с требованиями законодательства.
Дальше — интереснее. Каждый белорусский интернет-магазин должен быть с белорусским сетевым адресом, то есть доменным именем. Владелец этого интернет-магазина обязан зарегистрировать его в национальной доменной зоне с обозначением «.by» или «.бел», а сервер, обеспечивающий функционирование сайта, физически должен находиться на территории Республики Беларусь. Если эти требования не соблюдены — интернет-магазин не будет зарегистрирован в Торговом реестре, то и страница в соцсетях в качестве торговой площадки, зарегистрированной быть не может.
Что касательно вопроса размещения информации о товаре. На сайте должна быть размещена информация о продавце и о товаре, в том числе цена и условия оплаты. Также обязательно нужно размещать информацию о сроках доставки, наименовании изготовителя, чего часто не делают продавцы. Кроме того, покупатель должна иметь возможность сделать оплату удаленно.
Исходя из полученной информации, отвечаем на главный вопрос: можно ли продавать через соцсети? Если дело касается товара — нет, нельзя, если реализуются услуги и работы (ремонт, маркетинговые услуги и пр.), то можно. Исключением является лишь продажа товаров иностранцам.
Но что тогда можно делать в соцсетях? Рекламировать товары, соблюдая требования законодательства о рекламе и размещать ссылку на интернет-магазин, где покупатель сможет оформить заказ.
Автор статьи: Мариам Шлапунова
Автор фото: из открытых интернет-источников