Калининградская область - пожалуй, одна из самых интереснейших для исследований в европейской части России. В моём рейтинге душевных притяжений разве что Ленинградская область может составить конкуренцию. Да и сами области весьма похожи в переплетении нашей культуры с западной - только в одной остались следы финского периода, а в другом конечно же, немецкого. Своеобразные варианты прикоснуться к Европе, не покидая родины.
С тех пор, как осенью 2019 года я посетил Кёнигсберг/Калининград, а заодно и Раушен/Светлогорск вместе с входящим в него Георгенсвальде/Отрадным, меня притягивают не только сохранившаяся немецкая архитектура или советские артефакты, но так же и скульптуры, которые как-то особенно запали в душу. Ещё тогда я абсолютно случайно пришёл из Раушена в Георгенсвальде по пляжу, и ноги мои, коим дурная голова не даёт покоя, привели к дому Германа Брахерта. Естественно, тогда я и не знал, какую значимость уроженец Штутгарта имеет для Восточной Пруссии, но беглое изучение сада вокруг его дома, а так же скульптур, встреченных в дождливой прогулке по Раушену, не дало усомниться - личность немецкого скульптора весьма и весьма интересна. Спустя два года я вернулся в Янтарный край, чтобы познакомиться поближе с творениями немецкого скульптора.
Герман Брахерт родился в 1890 году в Штутгарте в семье предпринимателя. С юных лет Герман занимался чеканкой, гравировкой по золоту и резьбой по металлу. Получил два образования - художника в Вайсенхофе и архитектора в родном Штутгарте. Уже в возрасте 29 лет был приглашен преподавателем в Школу искусств и ремёсел Кёнигсберга, где обучал студентов ювелирному делу, основам дизайна интерьеров и скульптуре, а с 1925 года был основным консультантом по созданию форм ювелирных изделий при янтарной мануфактуре. В это же время Брахерт посвящает себя созданию скульптур и барельефов.
30-е годы - Третий Рейх разворачивает машину пропаганды. Скульптура становится все более востребованной, как один из её элементов - их устанавливали на площадях, в парках и скверах. Идеалом скульптуры считался высокий, стройный мужчина атлетического сложения без индивидуальных выразительных черт. Предпосылкой к такому требованию служил акцент на физической подготовке будущих воинов Рейха - всё больше внимания уделялось физической культуре еще со школьного возраста. Любое искусство, идущее вразрез с линией партии считалось недостойным, а потому несогласные художники и скульпторы высылались подальше. Герман Брахерт был убежденным пацифистом и не поддерживал нацистские порывы, и ему пришлось перебраться в Георгенсвальде, где он жил и творил до 1944, прежде чем вернуться в родной Штутгарт. К сожалению, большинство работ Брахерта было уничтожено в идеологических целях, а так же во время военных действий.
Ниже представлен список основных работ Брахерта, утраченных и существующих, информацию о которых удалось найти, а так же по возможности сфотографировать.
1. "Танцующая девочка", 1927 год (утрачена)
2. "Несущая воду", 1940 год (оригинал хранится в доме-музее Брахерта)
Одной из главных работ, созданных Брахертом, считается скульптура "Несущая воду". Изначально скульптура была установлена в 1940 году в Лиственничном парке Раушена, где простояла вплоть до 2002 года. В плачевном состоянии скульптура была перенесена в дом-музей Брахерта, где была восстановлена, и теперь хранится как один из самых ярких экспонатов. В 2005 году в парке была установлена копия, которую создали работника Санкт-Петербургского Эрмитажа
На этом страдания "Несущей" не закончились. В 2020 году и копия была снята с постамента. В 2021 году администрация Светлогорска торжественно представила новую, третью скульптуру девушки. Однако, если предыдущая копия была действительно почти полной копией работы Брахерта, то третий вариант оказался "дешевой халтурой" по словам жителей. По ссылке есть подробное описание этой ситуации, а по состоянию на конец октября 2021 года в Лиственничном парке Светлогорска стоит пустой постамент... Остается надеяться, что администрация города осознала, что немалые деньги были пущены на ветер, ведь невооруженным глазом видно, как прекрасная девушка превратилась в безликую рабыню. Как заявил подрядчик ООО "Левша" (г. Москва) уже после скандальной ситуации: не было цели создать точную копию, а передать сущность скульптуры. Как видим, ни сущности не вышло, ни "переобувка" не помогла.
А что же оригиналы? Неужели глазу прохожего доступны только копии, да еще и сомнительные?
К счастью, нет
3. "Нимфа", 1938 год
Самый известный "живой" пример скульптуры авторства Брахерта установлен на променаде Светлогорска. Скульптура была создана в 1938 году. Позировала немецкому скульптору 17-летняя Кете Циган-Порст.
Во время Второй мировой войны скульптура получила значительные повреждения. После войны её восстанавливали уже советские реставраторы. В 1975 году после сильного шторма "Нимфа" снова пострадала, но снова была возвращена в изначальную нишу на Променаде. В 1980-х ниша для неё была заменена на раковину, украшенную мозаикой из смальты авторства Николая Фролова. Николай Фролов сыграл огромную роль в сохранении наследия Германа Брахерта, не говоря уже о том, что и сам Николай Павлович сделал немало для Калининградской области.
4. Горельеф «Каменотёс" для Дома техники, 1924 год
В 1920 году в Кёнигсберге прошла первая торгово-промышленная выставка на территории зоопарка, получившая название «Восточная ярмарка». Выставка имела важное значение для улучшения торговых отношений Германии и СССР, а потому было решено построить для этих нужд отдельное здание. В 1924 году по проекту архитектора Ганса Хоппа было выстроено кирпичное здание в стиле баухаус, а скульпторами, чьи горельефы украшали фасад здания, стали Герман Брахерт и Эрнст Филитц. Дом техники был разрушен во время войны и восстановлен только в начале 2000-х годов вместе с горельефами. К сожалению, сейчас Дом техники переоборудован в очередной торговый центр.
5. Барельефы «Ткачи» для Катушечной фабрики, 1924 год
О катушечной фабрике интернет говорит мало, но достаточно - о барельефах Брахерта. Четыре барельефа, изображающие ткачей, украшали здание фабрики до 2001 года, когда она уже 56 лет как была вагонозаводом. Ходили слухи о том, что немцы хотят выкупить эти барельефы, но вот уже пошёл третий десяток, как они хранятся во дворе дома скульптора и доступны каждому прохожему.
6. «Три девушки с янтарем», 1940 год.
Этот и следующий барельефы относятся к «неизданному» творчеству скульптора и никогда не украшали здания и улицы Восточной Пруссии
7. «Рыбак и русалка», 1940 год
В творчестве Брахерта человек не представляется в идеальном образе. В первую очередь его скульптуры отражают эмоции и переживания человека, нисколько не приближенного к элитам, наоборот, зачастую это простые молодые девушки, рыбаки, ткачи, рабочие. Творчество Германа Брахерта не сквозит пропагандой и не стремится возвеличивать, а потому его нельзя приравнять и к социальному искусству.
8. Горельеф «Хронос» на здании Южного вокзала (утрачен)
Одна из множества утраченных работ немецкого скульптора украшала Южный вокзал Кёнигсберга. В советское время горельеф сперва был скрыт под деревянным коробом, затем его место занял герб СССР, в нынешнее время ставший пластиковым.
9. Барельеф на здании Кёнигсбергского почтамта (утрачен)
Рядом же с Южным вокзалом на здании Почтамта сохранился бетонный пояс с очертаниями бывшего барельефа. К сожалению, поиск старых фотографий не дал результатов
Дом-музей Германа Брахерта, посёлок Отрадное (бывший Георгенсвальде)
Именно в этом доме Герман Брахерт со своей женой (немкой из Петербурга, кстати) жил с 1933 по 1944 год. После смерти Брахерта в 1972 году дом использовался как коммунальное жильё для приезжих работяг, а затем пришёл в удручающее состояние. Да и на рубеже СССР и России дом скульптора хотели безжалостно снести ради постройки грязелечебницы. Помогли, как всегда, активисты, собрав около 8000 подписей, что по меркам Светлогорска и Отрадного - космос. Участвовали в идентификации и сохранении дома и Калининградский писатель-краевед Юрий Иванов, и Николай Фролов, о котором мы уже говорили выше. Он разыскал в Германии его сына, Томаса Брахерта, который помог определить, в каком именно доме жил его отец, предоставив фотографии. Дом был сохранен, и с 1993 года в нем функционирует музей немецкого скульптора. Помимо собственных работ в саду представлены скульптуры других немецких, советских и российских авторов, связанных с Балтийским побережьем. В самом музее же хранятся записки и дневники, а так же малые формы искусства, созданные Брахертом.
Страшно представить, как затерялось бы имя скульптора на страницах истории, если бы не желание людей, и, что занимательно, по большей части наших с вами сограждан, сохранить память о выдающемся Германе Брахерте, человеке, создавшем в камне Человека.
Памятная доска на его доме установлена в 1990 году, выполнена Робертом Дербенцевым.
Герман Брахерт умер в 1972 году в родном Штутгарте. После войны он так же занимался скульптурой, а последним его произведением стала книга «Воспоминания о Восточной Пруссии», изданная за два года до его смерти. Скульптор считал её своим вторым домом. А Восточная Пруссия хоть и стала частью Российской Федерации, но и она тепло хранит воспоминания о Германе Брахерте.
С вами был Даниэль К.