В прошлой статье мы начали рассказ о методике кратного роста бизнеса под названием трекинг. логично сейчас углубиться в подробности и рассказать, как это работает более подробно.
Решаемые задачи
Спектр действия трекинга совершенно разнообразный. Выбрать рынок, сделать первые продажи, быстро увеличить штат, сформулировать и проверить "в боевых условиях" несколько офферов (ценностных предложений для аудитории), доработать продукт, добиться сходимости экономической модели, оптимизировать бизнес-процессы для их ускорения, повысить эффективность рекламы (ROI - рентабельность инвестиций, ROMI - рентабельность маркетинговых инвестиций). В нашей практике даже встречались запросы, связанные с тем, какой бизнес строить предпринимателю. Единственное общее, что есть у решаемых трекингом задач - это своеобразный "ускорительный пинок" для бизнеса, от стартапа до крупной корпорации, у которой, на первый взгляд, все хорошо, а по факту инерционное движение куда-то в неизвестном направлении.
Смысл методики
Мы уже коротко рассказывали о том, чем занимается трекер (см. здесь). Теперь, как и обещали, более подробно. Специфика "исполнения" (через регулярные встречи и вопросы трекера к заказчику) позволяет добиться нескольких эффектов:
- разносторонний анализ ситуации - трекер, как клубок ниток, разматывает ситуацию, задавая уточняющие вопросы. В итоге перед заказчиком открывается целостная картина, которая и без того находилась в его голове, но не в виде единого полотна, а разрозненными лоскутами.
- формирование фокуса - расфокусировка - типовая проблема бизнеса. Предпринимателям приходится заниматься всем и сразу. Это отнимает множество ресурсов при минимальных результатах - мы же помним поговорку про двух зайцев.
- привычка к измерению - трекер всегда привязывается к каким-то метрикам. Тогда как предприниматели (что удивительно!) очень часто рассуждают так: я вложу 100000 в новый сайт. Трекер же спросит: "Чтобы что?" Зачем ты вложишь 100000 в сайт? Чтобы повысить конверсию. на сколько должна вырасти конверсия? С 3% до 10%.
- привычка работы через быстрые и дешевые гипотезы - Возьмем пример выше с вложением в сайт 100000 для роста конверсии до 10%. Вопрос: можно ли что-то сделать с существующей платформой? да, можно добавить лид-магнит (ценность для посетителя, в обмен на которую он оставляет свои контактные данные), можно сформулировать новый оффер, можно за три дня и 10000 сделать лендинг. И вот предприниматель, проверяя гипотезы ("что можно поделать") экономит деньги и время при достижении желаемого результата.
Типовые проблемы бизнеса
Сообщества трекеров выделяют несколько типовых проблем бизнеса.
1. Расфокусировка - уже говорили об этом выше, когда бизнесмен хватается за множество разноплановых задач
2. Непонимание клиентов - скажите, читатель, а вы можете объективно и однозначно ответить, почему ваши клиенты покупают у вас? А вы уверены в своем ответе? Воооот. А знание преимущества своего продукта - секрет масштабирования маркетинга и продаж не на какие-то проценты, а в разы, хватило бы внутренних ресурсов.
3. Преждевременная автоматизация бизнес-процессов - речь не идет о раннем внедрении CRM (об этом мы поговорим позже), а о том, что бизнес сразу, не поработав "вручную" старается "сделать" масштабный маркетинг, нанять много продавцов, а "схемы"-то и нет.
4. Бесконечная доработка продукта - прямо противоположная ситуация, когда все усилия направлены на создание "Святого Грааля", который порвет рынок самим фактом своего существования. Однажды мы столкнулись с таким бизнесменом. В 2015 году он придумал крутейшую идею, легко совершил первые продажи и...ушел "доводить до ума" эту самую идею. В 2021 году (когда мы и встретились с этим предпринимателем) эта идея уже была стара, как мир, рынок перегрет и единственным вариантом оставался только демпинг.
Как оценить результат работы с трекером?
На самом деле, промежуточные результаты будут видны каждую встречу - по правилам методики, каждая трекшен-встреча начинается с отчета по ранее сформулированным гипотезам и предпринятым действиям. Как их оценить? Так как раз по привязке к измеримым показателям. Они могут быть совершенно разными, в зависимости от того, с какой задачей работает трекер. Но привязка к цифрам есть всегда. Это основа основ методики. Кстати, чуть ли не первый урок, который проходит на обучении - разбор и привязка метрик. Практика же показывает - многие предприниматели говорят о результате, о стратегических планах, но СКОЛЬКО ЭТО В ЦИФРАХ сходу сказать могут далеко не все.
У Вас есть вопросы по теме статьи? Напишите нам, обсудим.
Есть проблемы в бизнесе? Посмотрите здесь, может быть, мы знаем, как их решить
И немного о трекинге в исполнении Точек роста