В наши "ковидные" времена владельцам бизнесов живется непросто, если, конечно, вы не какая-нибудь Интернет-платформа, подгребающая под себя весь онлайн-ритейл :) Чтобы эти проблемы не усугублялись, вам важно усвоить одно правило: фиксация на проблемах ведет к ухудшению ситуации.
Да, решать проблемы нужно. Это вообще не обсуждается. Но нельзя жить проблемами: носить в себе грустные мысли, ворчать, ругаться, психовать, впадать в депрессию, жаловаться, обвинять кого-то. Если так делать, все будет становиться только хуже и хуже.
Это общеизвестный феномен, о котором говорят многие психологи.
Вы скажете: “Но как не переживать из-за проблем, если они валятся на тебя одна за другой? То правительство введет какие-нибудь новые ограничения, то цены на материалы скакнут вверх, то еще что-нибудь случится!”
Думая в таком ключе, вы усиливаете кризис. Негативное восприятие ситуации возвращает вам двойной негатив раз за разом. Несложно догадаться, что если так будет продолжаться длительное время, вы можете потерять свой бизнес вообще. Как с этим справиться?
Расскажу один рецепт из серии “Проверено на себе”
Каждый раз, когда у вас возникает отрицательное переживание, создавайте микро-мантру по формуле “Зато + И вообще”.
- Сначала вы формулируете ваше негативное переживание.
- Затем с помощью связки “Зато” вы находите то положительное, что есть в этой ситуации.
- Затем с помощью фразы “И вообще” поднимаетесь над ситуацией, чтобы увидеть ее плюсы в глобальном смысле.
Получается, например, так:
“Я недоволен выручкой на этой неделе. Зато у нас появилось три новых клиента. И вообще, это здорово, что мы продолжаем зарабатывать в такие времена, когда многие вокруг закрываются!”
Мантра по определению, это набор звуков или слов, при постоянном повторении которых возникает резонансное психологическое воздействие на человека. Наша задача – не какое-то короткое самовнушение. Мы должны в буквальном смысле перепрограммировать свой мозг. Для этого требуется произносить “бизнес-мантру” вслух, регулярно (несколько раз в день), длительное время (не менее 2 месяцев).
Выше приведена короткая версия “мантры”, но есть еще одна – расширенная. Обратите внимание, какие именно одинаковые переживания к вам приходят чаще всего. Возможно, вы чаще всего ругаетесь на конкурентов. Или на заказчиков, которые не платят по счетам. С такими повторяющимися негативными мыслями необходимо работать дополнительно в формате расширенной “мантры”:
- Формулируете ваше негативное переживание
- Объясняете себе объективные причины происходящего
- С помощью связки “Зато” находите положительные моменты в происходящем
- С помощью связки “И вообще” поднимаетесь над ситуацией, чтобы увидеть ее глобальные плюсы
- Благодарите тех, кто помогает вам справляться с ситуацией, а также тех, кого вы обычно обвиняете и на кого держите обиду за эту ситуацию
Пример:
- Меня расстраивает то, что клиенты долго не платят по счетам.
- Но я понимаю, что данная ситуация обусловлена не качеством нашего сервиса и не претензиями к нашему продукту, а рыночной обстановкой в стране. Сейчас многие клиенты переживают сложности с оборотами и попадают в кассовые разрывы.
- Зато они остаются с нами, не переходят конкурентам. Они могут платить, просто им нужно время. Они верят в наш продукт, потому он качественный. За эти годы мы создали классный продукт, которым можно гордиться.
- И вообще, это здорово, что мы находимся уже где-то в конце этой “ковидной” эпохи. Скоро мир вернется в обычное здоровое состояние. А с ним и рынок. За это время мы многому научились и будем использовать новый опыт по полной программе, чтобы расти и развиваться.
- Я благодарю клиентов, которые остаются с нами. Я благодарю клиентов, которые оплатили счета на этой неделе. Я благодарю своих сотрудников за их надежность и качественную работу.
В отличие от короткой “мантры”, которую вы произносите 5-6 раз в день, расширенная “мантра” потребуется вам не так часто. Найдите всего пару минут 3-4 раза в неделю, чтобы уединиться и проговорить ее вслух.
Каких результатов вам ожидать
Если вы будете работать с “мантрами” в течение 2 месяцев, ваш мозг постепенно перепрограммируется на позитив. В момент, когда у вас будут появляться негативные мысли и переживания, он начнет генерировать позитивные образы уже без вашей помощи, легко и непринужденно. Оптимизм станет для вас нормой поведения. Позитивные эмоции, которые вы испытываете в отношении вашего бизнеса, начнут притягивать к себе те события, которые доставляют вам удовольствие.
Разумеется, вам придется работать над улучшением вашего продукта, вести переговоры с клиентами, искать новые каналы сбыта и пр. Без этой работы все вышесказанное вообще не имеет смысла. Но почувствуйте разницу:
- Когда вы работаете с негативными мыслями, ситуация ухудшается
- Когда вы работаете с позитивными мыслями, ситуация улучшается
Успехов! Все получится :)