Найти тему

Тайны комплекса «Балаклава»: подводные лодки

Подземная военно-морская база в Балаклаве, которая сегодня превращена в музей, была построена всего за восемь лет – с 1953 по 1961 год – в самый разгар «холодной» войны. В те времена в мире существовали две сверхдержавы – США и СССР, которые в постоянном противостоянии наращивали свою ядерную мощь. В этих условиях Сталин отдал приказ создать базу подводных лодок с ядерными боеголовками, с которой в случае ядерного удара со стороны противника, можно было бы нанести ответный удар. Выбор остановился на Балаклаве, и небольшой климатический курорт стал закрытым районом Севастополя, где в течение нескольких лет был создан подземный военный комплекс, который был настолько засекречен, что даже жители самой Балаклавы не подозревали о его существовании. Для всех это был «Объект 825 ГТС», или городская телефонная станция. При поиске места для строительства подземного комплекса выбор не случайно пал на Балаклаву.

-2

Его гавань, укрытая узким извилистым проливом от посторонних глаз, не просматривается со стороны моря ни под каким углом. Грандиозный комплекс, поражающий своими масштабами и технологиями, которые использовались при его строительстве, был создан за считанные годы – с 1953-го по 1961-й год. Подземный комплекс содержал огромные производственные площади, включающие также в себя подводный канал, который одновременно мог вместить семь субмарин, и сухой док для ремонта подлодок. Заводскую инфраструктуру полностью изолировали от внешнего мира с помощью перекрывающихся подводных шлюзов, и ремонт боевых лодок осуществлялся в автономном режиме, а затем через специальный канал они выходили прямо в открытое море.

-3

Заводская паттерна — это большой транспортный коридор, который ведет к производственным помещениям. Длина коридора — 296 метров, ширина — 4 метра, высота 4,5 метра. Паттерна имеет специальное закругление определенного радиуса, которое специально предусмотрено для гашения ударной волны. Паттерна использовалась для транспортировки готовых торпед из МТЧ, а также доставки материалов и оборудования в производственные помещения. Кроме того, заводская паттерна была оборудована как убежище для личного состава в случае ядерного удара. Паттерна пересекается с малым транспортным коридором, по которому к водному каналу доставлялись подготовленные торпеды из минно-торпедной части.

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

Уже в декабре 1953 года началось строительство уникального и единственного в своем роде подземного завода по ремонту и обслуживанию военных подводных лодок. Как и все стройки того времени, строительство Балаклавского завода шло ударными темпами без выходных и перерывов: три смены строителей сменяли друг друга, обеспечивая непрерывность процесса. Стройка велась поэтапно, как только заканчивалось строительство одного участка, вся документация изымалась, строители менялись, и новые рабочие начинали строить следующий кусок. По окончанию строительства вся документация была засекречена и передана в архивы.

-11
-12
-13

В 1957 году Балаклава перестала быть самостоятельным городом и вошла в состав Севастополя, но стала не рядовым районом города, а особо секретным, въезд в который осуществлялся только по спецпропускам. При строительстве завода из горы Таврос было выкопано более 200 тысяч кубометров грунта. Грунт вывозился по узкоколейной железной дороге, которая прокладывалась по мере строительства, в музее Балаклавы в одном из выставочных залов можно увидеть породопогрузочные машины, с помощью которых и велось строительство

-14
-15
-16
-17

Строительство было закончено в 1961 году. Всего за восемь с небольшим лет удалось построить уникальный подземный завод, который был призван не только обслуживать военные подводные и надводные корабли, но при необходимости и защитить от ядерного удара персонал суперсекретного военного объекта. Работу принимал Никита Хрущев, который предложил засеять все кукурузой отдать помещения завода виноделам. Но благодаря, руководству тогдашнего Военно-Морского Флота помещения все-таки использовались по прямому назначению — в 1961 году начал работу секретный «Объект 825 ГТС

-18
-19
-20
-21
-22

Длина подземного канала, в котором одновременно могло находиться 7-9 подводных лодок, составляет 505 метров, ширина колеблется от 6 до 22 метров, высота от 6 до 8,5 метров. Помимо канала на заводе имелся так называемый сухой док: отгороженная часть канала длиной 102 метра и шириной 10 метров. Перед тем, как подводная лодка попадала в сухой док, его заполняли водой, выравнивая уровень воды в доке с уровнем воды в канале. После захода лодки воду из дока откачивали, и начинался непосредственный ремонт, который занимал от 2 до 6 недель. В среднем продолжительность ремонта одной подводной лодки составляла 3-4 недели.

-23

Для защиты персонала секретного завода от поражающих факторов атомного взрыва в помещении арсенала была оборудована шлюзовая камера, которая состояла из противоатомных ворот с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Двухстворчатые противоатомные ворота предназначались для перекрытия проема размером 3 на 2,8 метра и устойчивые к давлению 60кгс/кв.см.

Створки ворот были сварены из листовой стали и проката и заполнены бетоном марки М500. Вес каждой створки с таким бетонным наполнением составляет 10 тонн, толщина двери — 60 см. Защитная герметическая дверь также была изготовлена из листовой стали, а по периметру имела резиновую прокладку, которая и должна была обеспечить герметичность. Вес такой двери 480 кг.

-24

Несмотря на всю свою уникальность, завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве постепенно стал терять стратегическую мощь. Прежде всего, падение значимости произошло по причине того, что ВМФ СССР перешел на новые подводные лодки, которые по размерам и сложности существенно превосходили те, что мог обслуживать завод. Уже после распада СССР, в 1993 году подземный завод был закрыт.

В мае 1994 года Балаклавскую бухту покинула последняя подводная лодка и завод прекратил свое существование. В декабре 2002 года он перешел в ведение Центрального Музея Вооруженных Сил Украины, а в июне 2003 года Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» открыл свои двери для туристов.

-25
-26