Подземная военно-морская база в Балаклаве, которая сегодня превращена в музей, была построена всего за восемь лет – с 1953 по 1961 год – в самый разгар «холодной» войны. В те времена в мире существовали две сверхдержавы – США и СССР, которые в постоянном противостоянии наращивали свою ядерную мощь. В этих условиях Сталин отдал приказ создать базу подводных лодок с ядерными боеголовками, с которой в случае ядерного удара со стороны противника, можно было бы нанести ответный удар. Выбор остановился на Балаклаве, и небольшой климатический курорт стал закрытым районом Севастополя, где в течение нескольких лет был создан подземный военный комплекс, который был настолько засекречен, что даже жители самой Балаклавы не подозревали о его существовании. Для всех это был «Объект 825 ГТС», или городская телефонная станция. При поиске места для строительства подземного комплекса выбор не случайно пал на Балаклаву.
Его гавань, укрытая узким извилистым проливом от посторонних глаз, не просматривается со стороны моря ни под каким углом. Грандиозный комплекс, поражающий своими масштабами и технологиями, которые использовались при его строительстве, был создан за считанные годы – с 1953-го по 1961-й год. Подземный комплекс содержал огромные производственные площади, включающие также в себя подводный канал, который одновременно мог вместить семь субмарин, и сухой док для ремонта подлодок. Заводскую инфраструктуру полностью изолировали от внешнего мира с помощью перекрывающихся подводных шлюзов, и ремонт боевых лодок осуществлялся в автономном режиме, а затем через специальный канал они выходили прямо в открытое море.
Заводская паттерна — это большой транспортный коридор, который ведет к производственным помещениям. Длина коридора — 296 метров, ширина — 4 метра, высота 4,5 метра. Паттерна имеет специальное закругление определенного радиуса, которое специально предусмотрено для гашения ударной волны. Паттерна использовалась для транспортировки готовых торпед из МТЧ, а также доставки материалов и оборудования в производственные помещения. Кроме того, заводская паттерна была оборудована как убежище для личного состава в случае ядерного удара. Паттерна пересекается с малым транспортным коридором, по которому к водному каналу доставлялись подготовленные торпеды из минно-торпедной части.
Уже в декабре 1953 года началось строительство уникального и единственного в своем роде подземного завода по ремонту и обслуживанию военных подводных лодок. Как и все стройки того времени, строительство Балаклавского завода шло ударными темпами без выходных и перерывов: три смены строителей сменяли друг друга, обеспечивая непрерывность процесса. Стройка велась поэтапно, как только заканчивалось строительство одного участка, вся документация изымалась, строители менялись, и новые рабочие начинали строить следующий кусок. По окончанию строительства вся документация была засекречена и передана в архивы.
В 1957 году Балаклава перестала быть самостоятельным городом и вошла в состав Севастополя, но стала не рядовым районом города, а особо секретным, въезд в который осуществлялся только по спецпропускам. При строительстве завода из горы Таврос было выкопано более 200 тысяч кубометров грунта. Грунт вывозился по узкоколейной железной дороге, которая прокладывалась по мере строительства, в музее Балаклавы в одном из выставочных залов можно увидеть породопогрузочные машины, с помощью которых и велось строительство
Строительство было закончено в 1961 году. Всего за восемь с небольшим лет удалось построить уникальный подземный завод, который был призван не только обслуживать военные подводные и надводные корабли, но при необходимости и защитить от ядерного удара персонал суперсекретного военного объекта. Работу принимал Никита Хрущев, который предложил засеять все кукурузой отдать помещения завода виноделам. Но благодаря, руководству тогдашнего Военно-Морского Флота помещения все-таки использовались по прямому назначению — в 1961 году начал работу секретный «Объект 825 ГТС
Длина подземного канала, в котором одновременно могло находиться 7-9 подводных лодок, составляет 505 метров, ширина колеблется от 6 до 22 метров, высота от 6 до 8,5 метров. Помимо канала на заводе имелся так называемый сухой док: отгороженная часть канала длиной 102 метра и шириной 10 метров. Перед тем, как подводная лодка попадала в сухой док, его заполняли водой, выравнивая уровень воды в доке с уровнем воды в канале. После захода лодки воду из дока откачивали, и начинался непосредственный ремонт, который занимал от 2 до 6 недель. В среднем продолжительность ремонта одной подводной лодки составляла 3-4 недели.
Для защиты персонала секретного завода от поражающих факторов атомного взрыва в помещении арсенала была оборудована шлюзовая камера, которая состояла из противоатомных ворот с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Двухстворчатые противоатомные ворота предназначались для перекрытия проема размером 3 на 2,8 метра и устойчивые к давлению 60кгс/кв.см.
Створки ворот были сварены из листовой стали и проката и заполнены бетоном марки М500. Вес каждой створки с таким бетонным наполнением составляет 10 тонн, толщина двери — 60 см. Защитная герметическая дверь также была изготовлена из листовой стали, а по периметру имела резиновую прокладку, которая и должна была обеспечить герметичность. Вес такой двери 480 кг.
Несмотря на всю свою уникальность, завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве постепенно стал терять стратегическую мощь. Прежде всего, падение значимости произошло по причине того, что ВМФ СССР перешел на новые подводные лодки, которые по размерам и сложности существенно превосходили те, что мог обслуживать завод. Уже после распада СССР, в 1993 году подземный завод был закрыт.
В мае 1994 года Балаклавскую бухту покинула последняя подводная лодка и завод прекратил свое существование. В декабре 2002 года он перешел в ведение Центрального Музея Вооруженных Сил Украины, а в июне 2003 года Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» открыл свои двери для туристов.