Найти тему
Финансовые тонкости

Прежние союзники в электромобильном будущем начинают развод в настоящем

Друзья, то что творится на рынке электромобилей напоминает настоящий "финансовый шабаш". Причем это становится общей тенденцией. Начало положила компания Тесла, капитализация которой превысила 1 трлн. долл. и обогнала по стоимости все автобренды вместе взятые.

Следующим феноменом электромобильного бизнеса стала американская компания Rivian. Выпустив несколько десятков электропикапов компания осуществило IPO на бирже и ее капитализация превысила 100 млрд. долл.

Для сравнения вот данные о капитализации основных автобрендов

-2

Понятно, что 100 млрд. долл. на дороге не валяются, и за подобным успехом стоят вполне осязаемые факты и обстоятельства. Еще до публичного размещения у компании были очень серьезные инвесторы, вложившие значительные средства:

  • Amazon - 1,3 млрд. долл.
  • Ford - 500 млн. долл.

При этом Амазон уже обеспечил компанию заказом на 100 тыс. грузовичков. Правда сами грузовики еще не разработаны. Форд собирался заниматься совместной разработкой и производством с Rivian электропикапов. Ведь за старейшиной американского автобизнеса стоит легенда среди пикапов - F150

пикап F150, источник fordmuscle.com
пикап F150, источник fordmuscle.com

Но судя по всему, дележка "неубитого медведя" началась еще до его поимки.

По данным издания WSJ партнеры решили все-таки порознь покорять вершины электромобильного рынка

источник wsj.com
источник wsj.com

Понятно, что стороны клянутся в вечной дружбе и дальнейшем сотрудничестве. Но как говорят у нас в России - "дружба дружбой, а денежки врозь". Ведь по сути обе компании нацелены на один и тот-же сегмент авторынка, где борьба обещает быть жестокой и бескомпромиссной.

Не знаю, принял ли Илон Маск деятельное участие в этом разводе, но то, что он сильно обрадовался это точно. Ведь сразу после IPO Rivian, когда "электровыскочка" привлек с рынка 11,9 млрд. долл. Маск обрушился с язвительными тезисами о произошедшем.

источник forbes.ru
источник forbes.ru

В любом случае Форд уже неплохо заработал на компании которая пока не выпустила в открытую продажу ни одного автомобиля (все выпущенные авто разошлись по сотрудникам компании). Вложив в компанию 500 млн. долл. Форд получил 12% Ривиан, которые сейчас оцениваются в 13,5 млрд. долл.

В похожей ситуации в свое время был Даймлер.

В 2009 году он приобрел 9,1% Теслы за 50 млн. долл. В 2014 году он продал этот пакет (к тому времени 4%) за 780 млн. долл. Казалось бы супервыгодная сделка. Но сейчас стоимость этого пакета порядка 40 млрд. долл.

Пойдет ли Форд по пути Даймлер - покажет время. В любом случае битва за мировой электромобильный рынок только разворачивается и нам предстоит увидеть еще много интересных событий.

Лично я не держу акций Tesla и Rivian. Приобретать их тоже пока не собираюсь. Лично я не очень верю во всеобщую электромобилизацию планеты в ближайшее будущее. Но это как говорится отдельная история.

Печально только одно, что на этом празднике электромобильного бизнеса перспективы России не просматриваются от слова совсем.