Найти тему
Пуховое Сверло

Народные поверья, которые узнали и сохранили этнографы

Интересную книгу подкинул нашему каналу наш постоянный читатель, недоброжелатель и просто христианин. За эту книгу, бесузловно, благодарность. От критиков можно иногда и полезное почерпнуть, оказывается.

Иллюстрация в свободном доступе
Иллюстрация в свободном доступе

Сахаров Иван Петрович, этнограф- фольклорист, родился в 19 веке в семье священника. (Родился после 18 века, когда всё, что считалось не христианским, а значит чародейским и опасным, было уничтожено, волхвы сожжены, а простой народ смешал остатки древних знаний с именами христианских святых.) Иван Петрович собирал обряды, праздники, гадания, игры, предания по деревням и сёлам и многое, что нашел, издал в книге "Сказания русского народа". Стоит оговориться, писатель - сын священника, мозги его полностью были промыты христианством. Книга написана в церковно-осуждающем духе, с предвзятым отношением к языческим обрядам и знаниям. Но, несмотря на это, тянуло этнографа к народному творчеству.

Сахаров И.П.
Сахаров И.П.

Также стоит пояснить, что частенько Сахарова обвиняли в "сочинительстве собственных сказок в слащавой псевдонародной манере". Учитывая всё вышеперечисленное, всё равно его труд интересен для изучения. Многое из найденного им, сходится с трудами других авторов, и со знаниями из других источников.

Он описывает кто такие каженники. И узнаёт, что вылечить их можно только на 9 день рождественских святок (3 января). В народных поверьях есть предание, что только в этот день можно образумить каженника. Так называли человека, которого настигло помешательство. Считалось, что каженник — это человек, которого обошел (обвеял вихрем) леший, из-за чего случалась потеря памяти, помешательство, безумный бред, столбняк. Само слово "каженник" — производное от "казить", "каживать", что означало в древности искажать, портить, повреждать, извращать, уродовать, калечить, а "казиться" — беситься или сходить с ума. "Всякий знает, что каженник такой же человек, как и все мы; он и видит и слышит, как и все добрые люди. Подойдите поближе, и тотчас будет видно всякому, что каженник не то делает, что видит, и не то говорит, что слышит. Задумает ли он что делать, все выходит наоборот. Смотришь: начинает делать по-умному, а к концу уж верно сведет дельцо, хоть брось. Попробуйте заговорить с каженником, зато уж и не гневайтесь после, что в его речи нет ни смыслу, ни толку. Жить или не жить — ему все равно. Нет ни тоски, ни кручины, а горюет обо всем."Далее Сахаров описывает, что вылечить такого человека могут только знахари. Они читают над больным непонятные заговоры.

Иллюстрация в свободном доступе
Иллюстрация в свободном доступе

2 февраля - Сретенские морозы. Здесь немного отвлечёмся от Сахарова и обратимся за пояснением слова "Среча" к академику Б.Рыбакову в книге "Язычество древних славян": " В более позднем «Слове от св. евангелия» yпоминаются и астpология, и «еллинские кощyны», и веpа «в стpячю, и в кошъ, и в сновидения». Текст, окpyжающий споpное место, тpебyет специального pазбоpа, так как yже в XVI – XVII вв. пеpеписчикам не все было понятно, и они «yсpЯчy» толковали как встpечy с кем-либо, а «къшь» пyтали с чохом. Это непонимание повлияло и на последующих исследователей. «УсpЯча» (позднее пpевpатилась в «yстpяцю» – встpечy) не пpедставляет сеpьезной загадки. В стаpых памятниках это «сpешта» или «съpАща» – слово, не имеющее связи с встpечей, а обозначающее воpожбy, гадание, пpедопpеделение. Запpещалось «сpяща смотpити от птиць», т. е. постyпать в зависимости от того, котоpая из двyх птиц пеpвая подаст голос, гадать по птицам.

То, что Стреча (Стряча) означает не встречу, а гадание, указывают и дальнейшие записи Сахарова. Он по погоде 2 февраля описывает много гаданий на то, какой после зимы будет весна, и лето и осень. Известен нам и День Сурка в англоязычных странах. Это тоже гадание на весну, а не встреча зимы с весной.

5 января -Крещенский вечер.— Звезды.— Колыхание воды в полночь.— Крещенский снег. Снег—великое дело для русской земли: он на все пригоден русскому человеку.

11 февраля. Власьевские морозы.— Волос.— Опахивание. Во многих местах о последних власьевских морозах сохранилась народная поговорка: «Власий, сшиби рог с зимы». Поселяне в этот день служат молебны св. мученику Власию и молят его о покровительстве и защите домашнего скота, особливо коров. (Надеюсь уже не нужно объяснять, что во Власия переименовали Велеса. прим.автора).

Иллюстрация в свободном доступе
Иллюстрация в свободном доступе

15 февраля. Окличка.—Семенное.—Зорнить пряжу. В селениях Рязанской и Тульской губерний был обычай исстари собирать в амбарах разные семена, выставлять их на три утренние зори на мороз и потом откладывать их к будущему посеву. Этот обычай, называемый ими "семенное", производился с надеждою на обильный урожай. Рукодельные женщины отбирали моток, лучший из всей пряжи, и в этот день выставляли его на утреннюю зорю, с уверенностью, что вся пряжа будет бела, чиста и крепка. Этот обычай они называют: зорнить пряжу.

20 февраля. Маньяк. Исстари ведется на Руси предание, что в этот день не должно смотреть на падающие звезды с неба. Худая примета заляжет на душу того, кто завидит падающую звезду. Простодушные, пренебрегающие старыми приметами, увидевши падающую звезду, говорят: «Маньяк полетел».

25 февраля. Приметы.— Кумаха. Поселяне замечают, что с этого дня опасно спать вечером. Недальновидным они тогда говорят: «Кто спит под вечер в феврале, тот наспит кумаху». (Кумаха (кума, камаха, камаха, комоха, комоха, комуха, комуха, кумоха, кумоха, кумоха, кумошища, кумуха, кумушка) — персонифицированный образ лихорадки. Настоящим бичом русского народа, проживающего в равнинной и часто болотистой местности, при избытке растительности и неизвестности лекарств, была лихорадка. прим.автора). В Тульской губернии поселяне уверены твердо, что 25 февраля она не смеет нападать на людей: в этот день, стережет кумаху домовой, а вот после - запросто.

9 марта- Окличка весны. По замечаниям стариков, с 9 марта начинаются утренники — утренние морозы — и продолжаются ровно сорок дней (до 19 апреля, а там Ярило Вешний и отмыкание земли росой. прим.автора). Если эти утренники будут продолжаться постоянно, тогда люди считают: лето будет теплое.

25 марта. Освобождение птиц. На Благовещение и ворон гнезда не свивает. Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд доселе совершается против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон. Пожилые женщины находят нужным в этот день пережигать соль в печи. Эта соль, по их мнению, оказывает чудеса в разных болезнях.

Иллюстрация в свободном доступе
Иллюстрация в свободном доступе

30 марта. Беды с домовым. Многие из наших суеверных поселян, верующие в домовых, боятся в этот день и вечером ходить по двору. Они думают, что домовой в те поры бесится и не узнает своих домашних. С восходом солнца запирают весь домашний скот и птиц, а сами боятся уже подойти и к окну во всю ночь. Вот их рассказы об этом странном положении домового. Домовой сумеет сотворить беду людям, если против него не будут приняты предосторожности. Ровно целый год он живет смирно, радеет о хозяйском добре пуще заботливого мужика, бережет скот, холит лошадей, смотрит за огородом. У доброго домового все в доме исправно, во всем спорина, от всего прибыль, всем сытно. Вдруг встоскуется он, окаянный, невесть почему. 30 марта он на всех злится, всех бы рад известь, готов сокрушить весь дом. Зато уж всем домашним от него приходится жутко, лошадей забьет под ясли, у коров отобьет охоту от еды, перекусает со зла всех собак, раскидает по всему двору сани и телеги, хозяину подкатывается под ноги. И все это бывает 30 марта, с ранней утренней зари, до полуночи, как запоют петухи. Много ходит толков по миру о такой беде с домовым. Говорят, что у него в начале весны спадает старая шкура и от этой боли он бесится.

Иллюстрация в свободном доступе
Иллюстрация в свободном доступе

3 апреля. — Угощение водяного. Рыболовы на Оке замечают: если лед не пройдет в этот день, то рыбный лов будет самый худой. Многие суеверные рыболовы приходят в полночь полакомить гостинцами водяного дедушку. Угощают его затопленной лошадью. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.

5 мая. Рассадницы. В замосковных селениях в этот день начинают рассаживать по грядам рассаду. Предприимчивые старушки с вечера еще выносят на гряды горшок, кладут в него крапиву с корнем и ставят вверх дном на средовую гряду. При сажании рассады приговаривают: «Не будь голенаста, а будь пузаста; не будь пустая, а будь тугая; не будь красна, а будь вкусна; не будь стара, а будь молода; не будь мала, а будь нелика».

23 июня. Купальницы. На Руси исстари велось париться в сей день, утреннею порою в банях, а днем купаться в реках или прудах.

24 июня. — Купало. Народное празднество, справляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева марины (Марены) и погружение его в воду, зарывание трав, поверье о полете ведьм на Лысую гору. Голембовский говорит, что польские поселяне, опоясанные чернобыльником (полынью), целую ночь прыгают около огней. Ивановские празднества в Кракове отправлялись на Кремионках, в Варшаве на берегу Вислы и на острове Саксонском. Огиер, путешествовавший по Польше в 1635 г., говорит, что огни изжигались на площадях, около лесов и в разных окрестностях, в дома сносились цветы, травы. Ивановский огонь назывался у них: kresz (Крёс, как и огонь на зимнее солнцестояние. прим.автора). Польский писатель Мартин свидетельствует об участии поляков XVI века в этом торжестве: «С вечера Иванова дня женщины зажигали огни, плясали кругом их, пели песни, воздавая честь и мольбы демону. Сего языческого обычая доселе не оставляют в Польше, приносят жертвы из травы чернобыльника, зажигают костры огнем, полученным чрез трение дерево об дерево». Сербы думают, что Иван день столь велик, что для него солнце на небе трижды останавливается.

На Стоглавом соборе говорили: «Против праздника Рождества великого Иоанна Предтечи, и в ночи на самый праздник, и в весь день и до нощи, мужи и жены и дети в домех и по улицам ходя и по водам глумы творят всякими играми, и всякими скоморошествы, и песни сатанинскими и плясками, гусельми и иными многими виды и скаредными образовании. И когда ночь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою». (Большинство исследователей считают, что чаще всего брали для обрядового дерева черноклен, березу, вербу, в более поздних записях часто называются вершины или ветки плодовых деревьев — вишни, сливы. прим.автора).

В Малоруссии сбирают: голубые сокирки, красные пахучие васильки, пунцовые черевички, панский мак, желтый зверобой, ноготки, разноцвет, мяту, канупер, колокольчики, полынь. Из этих трав свивают купальский венок, а полынь носят под мышками, в предохранение от обаяния нечистой силы.

Слева голубые сокирки, справа пунцовые черевички
Слева голубые сокирки, справа пунцовые черевички
Конупер - то есть пижма
Конупер - то есть пижма

26 июня. В замосковных селениях полагают, что с этого дня начинает поспевать земляника. Пчельники твердо уверены, что тогда же пчелы вылетают из ульев за медовым сбором.

16 июля. Жатва. В Малороссии старухи пред жатвою завивают бороду Волосу. До этой бороды во все жнитво не касается рука жниц.

24 июля. Поликопны. Малоруссы говорят: «На Глеба и Бориса за хлеб не берися». В Рязанской губернии юиорят: «На Борис и Глеб поспевает хлеб». В Белой и Чёрмной Руси называют сей день: поликопом. У поселян Тульской губернии он известен под именем: поликопны. Но замечанию стариков, будто в старину на этот день бывали большие грозы и спаливали копны у тех, которые работали в поле.

6 августа. Во всей Великой Руси с этого дня начинают есть плоды и фрукты. Не исполнившие сего старого обычая почитались людьми недостойными общения. Об них говаривали наши старики: «А не дай-то боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного».

15 августа. Во многих селениях Великой Руси, с приходом Оспожинок, празднуют окончание жатвы. Этот праздник слывет у народа Успенщиною. После жатвы последний сноп, именинный, наряжают в сарафан и кокошник и с песнями несут на гостиный двор.

Иллюстрация в свободном доступе
Иллюстрация в свободном доступе

1 сентября. Обычаи. Серпуховские девушки хоронят мух в морковных и свекловичных гробах. Тульские девушки хоронят мух в садах в репных гробах, а тараканов в щепках.

20 сентября. Поселяне в сей день замечают течение ветров. Так на Онеге шелоник — ветер, дующий с юго-запада, производит бури. Рыбаки о нем говорят: «Ветер шелоник на Онеге разбойник». Другие ветры называют: зимняк, северик, подсеверный, меженец. На озере Селигере есть свои названия. Там попутный ветер называют: поветер, северо-восточный: межник, меженец, противный: противень, боковой: покачень, боковик. Южный ветер волжские рыбаки называют: хилок, и считают его предвестником вёдра (хорошей погоды). Степные поселяне имеют свои названия. Ветры, дующие с юга, при начале посева, обещают плодородие. Ветер весняк, дующий с юго-востока, разбивает почку у дерев. Свежий юго-восточный ветер на Волге называется: моряно, моряна. Когда там говорят: «Дует моряна», то это значит, что ветер дует с моря. Там он всегда поднимает воду в Волге, что рыбаки называют нагоном. Перекатом называют переменный, благоприятный ветер, дующий на Каспийском море. При перекатах идет рыба на ловлю. Перекатом дошел — у них значит: проплыл переменными, попутными ветрами в море. Сорочиком или соровчаком называется в Каспийском море ветер, дующий с северо-восточной стороны. Ветры на Байкальском озере имеют свои названия. Веток есть ветер восточный, шелоник — юго-восточный, полуденик—южный, глубник — юго-западный, горный — северо-западный, обетонъ — дующий прямо, битезь — наискось, колышет — зыбление воды под ветром, пурга — вьюга и метелица с ветром и снегом, толкунцы — бурные ветры со шквалами. На Белом море зводнями называются валы, обедни-ком — юго-восточный ветер, шелоником — юго-западный, полудником — северо-западный, полунощни-ком — северо-восточный, голымя — ветр, дующий в открытое море.

4 октября. Поверье о лешем. Поселяне думают, что с сего дня перестают бродить по лесу лешие. Расставаясь с лесом, они, будто с досады, ломают деревья, как тросточки, в полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам, а сами проваливаются сквозь землю. Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. Об мужике и говорить нечего: ни за что из доброй воли не пойдет в лес. Леший не свой брат — переломает все косточки не хуже медведя.

12 октября. Наблюдения за звездами. Сажар звезда. Сажаром поселяне называют Медведицу. Они думают, что это созвездие благоприятствует охотникам отыскивать зверей и что медведи живут под ее защитой. За воровство и кражу Сажары наводят сон на медведей во всю зиму. Когда Сажары глядят на землю, тогда медведи бывают смирны и не нападают на человека. Основываясь на этом предании, охотники пускаются в лес только при появлении Сажар. Гнездо утиное звезда. Так поселяне называют Плеяды. Они думают, что Гнездо населено духами, в последний день новолуния горит ярким огнем, и что тогда там бывает праздник. По яркому свету поселяне угадывают о погоде всего месяца.

Плеяды (Волосожары), звездное скопление. Его легко найти в нашем Северном полушарии, если смотреть на юго-восток (созвездие тельца), и немного правее и выше созвездия Ориона.
Плеяды (Волосожары), звездное скопление. Его легко найти в нашем Северном полушарии, если смотреть на юго-восток (созвездие тельца), и немного правее и выше созвездия Ориона.

Кигачи звезда. Так поселяне называют Орионов пояс. В Костромской губернии по этому созвездию поселяне узнают время. В степных селениях говорят, что Кигачи ездят впятером по небу на колесницах, по тысяче верст на час. Где они станут на небе на постой, на земле поют петухи. Кигачи такие же люди, как и мы; только ростом и дородством непохожи на нас. Маньяк. Так поселяне называют падающие звезды.

1 ноября. Поселянки в сей день справляют курьи именины. В селениях Мышкинского уезда Ярославской губернии поселяне убивают кочета в овинах. Старший в доме выбирает кочета и сам отрубает ему голову топором. Ноги кочетиные бросают на избы для того, чтобы водились куры. Самого кочета варят и за обедом съедают всей семьей.

9 ноября. В селениях Тульской губернии полагают, что с Матрены (Марены) зимней зима встает на ноги и морозы прилетают от железных гор.

15 ноября. Наши суеверные поселяне думают, что с этого дня все нечистые убегают с земли, боясь морозов и зимы. По их замечаниям, зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всех нечистых.

6 декабря. Николин день (Велес зимний).-Хвали зиму после Николина дня. На Никольщину зови друга, зови и ворога (врага), оба будут друзья. У доброго мужика и на Никольщину торг стоит. Никольский торг всему указ.

24 декабря. Коляда.— В русском колядовании участвуют ныне одни только дети. Древняя Коляда и все старинные обряды совершенно исчезли: нет ни воспоминаний, ни рассказов. Дети ходят под окнами величать богатых хозяев с Колядою и виноградьем. За колядование награждают их деньгами и съестными припасами. Виноградъе напоминает нам о каком-то старом обряде славян южных стран. Колядовщики пели песню: «Уродилась Коляда накануне Рождества». В других местах пели: «Шла Коляда из Новагорода». В Муромском уезде прибавляли: «Коляда Таусень».

25 декабря. Святки.— С вечера 25 декабря начинаются на Руси святки, веселое время для всех возрастов. Утро дети проводят в славлении и виршевании.

Иллюстрация в свободном доступе
Иллюстрация в свободном доступе

26 декабря. С этого вечера на Руси начинаются гадания и переряживания. Общее поверье существует у наших поселян, что с этого вечера начинаются бесовские потехи и что нечистые прилетают тогда на землю.

31 декабря. Щедрый вечер. Малоруссы вечером под Новый год ходят по домам щедровать и поют щедровки — песни, в которых величают хозяина. За щедровки награждают подарками.

Вот таких любопытных праздников и примет поотыскивал по деревням этнограф Сахаров. Многие мы знаем. Многие уже не очень актуальны. Например, за садизм над животным (например лошади) светит статья 245 УК РФ.