Найти в Дзене
Арсен Бречалов

Победа, одержанная над венгерскими кочевниками германским императором Оттоном I

присоединил к Чешскому княжеству все подвластные ему земли. Этим актом объединение чешских земель было в основном завершено.
Внешняя политика чешских князей в X в.
Победа, одержанная над венгерскими кочевниками германским императором Оттоном I благодаря помощи чешской армии Болеслава I в битве при Лехе в 955 г., создала условиядля распространения власти чешских князей на лежавшие к востоку от Чехии славянские земли. К Чехии были присоединены Моравия, некоторые смежные земли в верховьях Одры и район Кракова. Во второй половине X в. произошло политическое сближение между Чехией и Русью. После занятия в 981 г. великим князем киевским Владимиром Святославичем района Перемышля между Киевской Русью и Чехией установилась общая граница. Русская летопись сообщает, что в 992 г. послы чешского князя прибыли в Киев к Владимиру «с любовью и миром, поздравляя его с крещением, и дары многи принесли». Говоря же об отношениях между великим князем киевским и князем Чехии в 996 г., летопись пишет,что

присоединил к Чешскому княжеству все подвластные ему земли. Этим актом объединение чешских земель было в основном завершено.
Внешняя политика чешских князей в X в.
Победа, одержанная над венгерскими кочевниками германским императором Оттоном I благодаря помощи чешской армии Болеслава I в битве при Лехе в 955 г., создала условиядля распространения власти чешских князей на лежавшие к востоку от Чехии славянские земли. К Чехии были присоединены Моравия, некоторые смежные земли в верховьях Одры и район Кракова. Во второй половине X в. произошло политическое сближение между Чехией и Русью. После занятия в 981 г. великим князем киевским Владимиром Святославичем района Перемышля между Киевской Русью и Чехией установилась общая граница. Русская летопись сообщает, что в 992 г. послы чешского князя прибыли в Киев к Владимиру «с любовью и миром, поздравляя его с крещением, и дары многи принесли». Говоря же об отношениях между великим князем киевским и князем Чехии в 996 г., летопись пишет,что «был мир между ними и любовь». Политическое сближение между Чехией и Русью находило своё выражение и в династических браках, заключавшихся между представителями обоих княжеских домов. Первый письменный источник, говорящий об экономических связях между Чехией и Русью, относится к середине X в. Из описания Ибрахима ибн Якуба видно, что приход в Прагу русов и других славян с товарами являлся регулярным и установившимся издавна. Установление этих связей подтверждается и данными археологии.
4.Польские земли в период формирования феодальных отношений и образование Древнепольского государства (VII—XI вв.).
Экономическое развитие в VI—X вв.
Славянские племена, населявшие польские земли, с глубокой древности занимали обширную территорию Восточноевропейской равнины, ограниченную на западе реками Одрой, Лужицкой Нисой и Бобром. На севере на протяжении 400 км польские земли омывались водами Балтийского моря. На юге границей являлись Карпаты. Западными соседями польских славян были полабо-прибалтийские славяне, южными — чехи, моравы и словаки. На севере и северо-востоке возвышенности Прусского Поозёрья и девственные северомазовецкие пущи отделяли польские земли от земель пруссов и литовского племени ятвягов. С востока и юго-востока к польским землям подходили древнерусские земли. Границу здесь образовывали густые леса между реками Бугом и Вепшем.
В VI—X вв. польская группа западных славян достигла сравнительно высокого уровня развития производительных сил. Основой их хозяйства являлось развитое пашенное земледелие. В середине X в., по свидетельству Ибрахима ибн Якуба, в Польше уже было известно трёхполье. Наиболее распространёнными сельскохозяйственными культурами являлись просо, пшеница, овёс, ячмень, рожь, лён и конопля. Значительного развития достигли садоводство и огородничество. Со второй половины X в. в Польше была известна культура винограда. Наряду с земледелием большое значение имело животноводство. Основная масса земледельческого населения жила в селищах — неукреплённых поселениях. Гроды — хорошо укреплённые поселения — служили убежищем для окрестного сельского населения во время нападения врагов. Гроды были военно-административными пунктами и центрами религиозного культа. По мере складывания феодальных отношений гроды превращались в замки князей и знати. С другой стороны, с развитием ремесленного производства и торговли часть гродов становилась ремесленными и торговыми центрами. Вокруг них возникали посады с торгово-ремесленным населением. Крупнымиторгово-ремесленными центрами уже в X—XI вв. являлись Познань, Гнезно, Вроцлав, Краков, а в Поморье — Волин, Гданьск, Колобжег.
О развитии ремесла у польских славян дают представление археологические раскопки. Ручной гончарный круг был хорошо известен польским славянам ещё в VII в. В X в. получил распространение ножной гончарный круг, способствовавший развитию гончарного дела и обособлению его в особую отрасль ремесленного производства. Широкое развитие получили прядение, ткачество, плотничество, кузнечное дело, производство сельскохозяйственных орудий, вооружения и т. д. Ювелирные изделия изготовлялись главным образом из серебра и украшались филигранью и зернью. На изготовление этих изделий, так же как и на керамическое производство, большое влияние в Польше оказала высокая культура древнерусских мастеров. Быстро развивалась торговля, как внутренняя, так и внешняя. В IX—X вв. росли и крепли торговые связи Польши со многими странами Европы. Важное значение для Польши имела торговля с Русью. Из Руси в Польшу ввозились вооружение, особенно шлемы, различные украшения, пряслица из розового шифера и другие изделия ремесла. В Скандинавские страны из Польши вывозились керамические и ювелирные изделия. Оживлённые торговые связи Польша поддерживала с Чехией, Словакией, Германией и Венгрией. Через Русь пролегали торговые пути, связывавшие Польшу с Арабским халифатом, куда вывозились с севера главным образом пушнина, а также и рабы. Через Русь же Польша вступила в торговые связи с Византией, странами Ближнего Востока и др. Развитие торговых связей способствовало расцвету поморских городов. Славяне, жившие на побережье, были искусными мореплавателями.
В VII—IX вв. в связи с разложением сельской общины, а также в результате прямого захвата земель общинников знатью в Польше стала складываться феодальная собственность на землю. Как и многие другие народы Европы, поляки перешли от первобытно-общинного строя к феодальному, миновав рабовладельческий способ производства. Хотя польские племена и знали рабство, появившееся ещё в период первобытно-общинного строя, однако оно не получило у них дальнейшего развития. В дальнейшем феодализирующаяся знать «сажала» рабов на землю, предоставляя в их пользование небольшие участки.
Образование Древнепольского государства
Образование государства в польских землях, происходившее в условиях распада первобытно-общинного строя, было, так же как и в других европейских странах, процессомсложным и длительным. Объединение польских земель первоначально происходило вокруг нескольких центров. Упоминаемые в источниках польские племена — поляне, куявяне, мазовшане, ленчицане, висляне, поморяне, слензане и др. — являлись по сути дела объединениями, связанными с определённой территорией и возникшими на основе существовавших ранее племенных союзов.
[Картинка: img_93.jpeg]
Часовня замка в Цешине. X в.
Около середины IX в. процесс образования государства в польских землях принял иной характер. Началось объединение племён или племенных княжеств. Первоначально этообъединение шло вокруг двух основных центров — княжества вислян в Малой Польше и княжества полян в Великой Польше. После же завоевания княжества вислян Великоморавией (около 877 г.) центром складывавшегося государства стала Великая Польша. Во второй половине X в. после ожесточённой борьбы между отдельными княжествами процесс образования Древнепольского государства завершился. Первым его достоверно известным князем был Мешко I (960—992) из рода Пястов.
Образование относительно единого раннефеодального государства и преодоление-племенной раздробленности сыграли значительную роль в процессе консолидации населения этих земель в польскую народность. На основе старых племенных диалектов начал формироваться единый древнепольский язык. В 966 г. Мешко I и польская знать принялихристианство по западнохристианскому обряду. Это обстоятельство открывало путь для проникновения в Польшу влияния папского престола и немецкого духовенства, тормозившего развитие самобытной польской культуры.
Развитие феодальных отношений в X—XI вв.
В IX—X вв. основную массу непосредственных производителей в Польше составляли лично свободные крестьяне-общинники — кметы. Большинство сельских территориальных общин ещё не было включено в состав феодальных поместий. Процесс дальнейшего развития феодальных отношений особенно интенсивно развернулся в Польше во второй половине X и в XI в. В это время общинные земли захватывались феодализирующейся знатью в больших масштабах. Быстро сокращалось число лично свободных крестьян, в значительной своей части превращавшихся в так называемых «приписных». Положение этих закрепощённых крестьян всё больше сближалось с положением посаженных на землю рабов. Рост феодального землевладения шёл как за счёт земли, утрачиваемой крестьянами, так и путём передачи князьями населённых земель (в качестве условных феодальных держаний) княжеским дружинникам и должностным лицам, превратившимся в мелких феодалов. Так наряду с феодальной знатью появилась новая прослойка феодального класса и были заложены основы феодальной иерархии.
Закрепощаемое польское крестьянство выполняло многочисленные повинности в пользу феодалов и князя, работало на барщине, платило различные натуральные оброки. Особые подати вносились на содержание княжеского, а затем королевского двора. Выходя замуж, крестьянка платила королю налог, который назывался девичье или вдовье. Кроме того, крестьяне отбывали подводную повинность и были обязаны строить укрепления, мосты и дороги. За пользование рынками и переправами также взимались различные поборы. С введением в X в. христианства крестьяне стали уплачивать ещё десятину, а позднее и так называемый грош св. Петра в пользу католической церкви. Положение крестьянства ухудшилось ещё более в связи с непрерывными войнами, которые приходилось вести Польскому государству, а также из-за внутренних феодальных междоусобиц.
Древнепольское государство в X — начале XI в.
Древнепольское государство было вынуждено отстаивать своё существование в борьбе с захватническими устремлениями немецких феодалов. Используя феодальные усобицы в Германии после смерти императора Оттона I (973 г.), Мешко I повёл успешную борьбу с немецкими феодалами. Направленное против них всеобщее восстание полабских славян, начавшееся в 983 г., на два десятилетия избавило Польшу от угрозы германской феодальной агрессии.
Своего наибольшего территориального расширения Древнепольское государство достигло в правление сына Мешко I — Болеслава I Храброго (992—1025). При нём завершился процесс объединения польских земель. В 999 г. он присоединил к Польскому государству Краков и всю Краковскую землю, одну из наиболее экономически развитых польских земель, которая до того времени входила в состав Чешского княжества. При Болеславе Храбром оформилась система государственного управления раннефеодальной Польши. Местное управление опиралось на разветвлённую систему гродов, во главе которых стояли назначаемые центральной властью правители — комесы, позднее получившие название каштелянов. В их функции входило командование местным ополчением, суд, сбор налогов и дани с населения и т. п. Наряду с этим в некоторых областях сохранялась, по-видимому, власть местных князей. Польский князь командовал войском, творил суд и ведал внешнеполитическими делами. При князе существовал совет знати. Военные силы Польши состояли из княжеской дружины и ополчения, включавшего в себя тяжеловооружённую конницу из рыцарей, или панцирных воинов, и пехоту — щитников из свободных крестьян-общинников.
Во внешней политике Польши в X — начале XI в. важнейшее место занимали взаимоотношения с Германской империей. Большой дипломатический успех был достигнут Болеславом Храбрым в 1000 г. при встрече в Гнезно с германским императором Оттоном III: император согласился на создание в Польше независимого Гнезненского архиепископства. Решения, принятые в Гнезно, были направлены на укрепление независимости Польского государства, что вызвало крайнее недовольство германских феодалов, особенно духовных. С претензиями на сохранение своей власти над польскими землями выступило Магдебургское архиепископство.