Найти в Дзене

С противоположной точкой зрения выступил А. И. Тереножкин, утверждавший происхождение киммерийской культуры

Количество степных памятников оставалось незначительным, лишь исследования Елисаветовского городища и могильника, да могильник на Беглицкой косе позволяли исследователям с натяжками и оговорками скорее предполагать, чем утверждать, меотскую принадлежность населения дельты Дона [Граков, Мелюкова. 1954, с. 93; Граков. 1954, с. 6, 172]. Чаще же население дельты называлось безлико - кочевниками [Книпович. 1935, с. 181; Артамонов. 1949, с. 29-30].

В 50-60-е годы сформировалась существующая и в настоящее время концепция истории южнорусской степи, в которой отсутствует единство взглядов на ряд принципиальных вопросов древней истории региона. Сложилась концепция Б. Н. Гракова и М. И. Артамонова, согласно которой с киммерийцами связывались остатки культуры с катакомбной основой, вытесненной в Прикубанье (Азово-Каспийское междуморье, по М. И. Артамонову) предками скифов, племенами срубной культуры [Граков. 1971, с. 21-26; Артамонов. 1974, с. 7-22; Артамонов. 1950, с. 37-47].

По представлениям Б. Н. Гракова, имел место период совместного проживания в Северном Причерноморье предков скифов и исторических киммерийцев [Граков. 1977, с. 153]. М. И. Артамонов стремился выделить культуру киммерийцев и сравнивал её то с культурой больших кубанских курганов, то с неоткрытой ещё культурой Азово-Каспийского междуморья [Артамонов. 1974, с. 22-23]. Расходясь в этой части своих построений, исследователи сходились на безусловной автохтонности скифов, происходивших от племен - носителей срубной культуры. Эту концепцию поддержали О. А. Кривцова-Гракова [Кривцова-Гракова. 1955], А. А. Иессен [Иессен. 1953, с.109-110], А. М. Лесков [Лесков. 1975, с.75-91]. Основные положения этих представлений подтверждались и в формировании культуры савроматов Поволжья-Приуралья, исследованных К. Ф. Смирновым [Смирнов. 1964, с. 174-187].