Фильм про Су-24 в Сирии вышел слабым. Cредний боевик, смешанный с мыльной мелодрамой. Почти провалены: профессиональная драма, биография и даже тема патриотизма. Для сериала такой уровень качества годится, но для кинопроката стоило постараться.
На экраны вышел фильм про сирийскую историю 2015 года командира Су-24 Олега Пешкова и штурмана Константина Мурахтина. Уже в тот год, когда все подробно описали в прессе, стало очевидно, что это готовый сюжет для патриотического боевика, тот случай, когда здоровая госпропаганда в кино могла органично ужиться с «жанром».
Через шесть лет (немалый срок) сделали фильм «Небо». Больше всего удался боевик. Местами неплохая стрелялка, с авиацией. Сносно отыграна линия морского пехотинца, участника операции спасении Мурахтина.
Остальная драма (политическая, семейная, историческая) слабее, отчасти ниже среднего. И с патриотизмом дальше многословного рапорта о служении Отечеству не сдвинулось.
На мой взгляд, режиссуру Игоря Копылова можно хвалить за «Ржев» и «Ленингрд-46». Но сейчас не тот случай.
Штампы и фантазии сценариста
В фильме «на реальных событиях» имена изменены на подполковнuка Олега Сошнuкова (Игорь Петренко) u кaпuтaна Константина Мypaвьeва (Иван Батарёв). И тут же — сценарные додумки по голливудским клише.
Авторам хотелось вытянуть тему династии. Вышло мелодраматично и местами могло быть трогательно, если бы речь не шла о байопике, хоть и вольном. Сошников — сын военного, хотя у прототипа отец — сварщик. В детстве поклялся стать офицером, как отец. Сдержал слово. Ну, хорошо. Хотелось сделать как в Голливуде, сделали. Но этого показалось мало.
Арку обещания отцу достроили эпилогом с клятвой уже сына Сошникова. И тут неудобный момент с реальным сыном прототипа. Несмотря на измененные фамилии, как парню отвечать на вопросы о клятве, которую произносит перед высшим командованием как бы его герой?
Как-то неловко вышло. И таких неловкостей, вроде пошлых бумажных самолетиков над аэродромом, в фильме немалое количество.
В биографии Муравьева — другой уже наскучивший штамп, который мы видели в «Салют-7» и «Ледоколе». Это жена в положении. Снова выдумка, уже порядком утомившая.
Перебор с конспирологией
Не все хорошо в геополитике. Боевик-то ровный, почти по Википедии. Плюс — неплохие батальные сцены с провокаторами-«химиками». Раз строить конфликт от провокаций, то история с химией — нормальный разогрев перед турецким истребителем. Но знали бы чувство меры...
Потеря реальности идет при показе хитрецов, что планируют засаду на самолет. Тут оказывается, что ребята эти мутные, зато командует ими настоящий американец, да еще в компании с мужиками, которые выглядят и зовутся не по-местному: Билл, Джин, Ирландец.
Понятно, что хочется везде показать западный след, хотя реально известно, кто был виноват. Но чего уж так примитивно? А сцена, где американец впадает в рефлексию в стиле Лоуренса Аравийского и признает, что нехорошо обманывать русских, выглядит совсем смешно.
Вместо крутой правды, скучная выдумка
В 2015 году я представлял другой сценарий. Это мог быть блокбастер с производственной драмой c прологом на шоу «Авиадартс-2014», где Мурахтин победил в номинации «фронтовые бомбардировщики» (сорокалетний лучший штурман страны не был молодым легкомысленным пареньком Костиком, как в фильме), а Олег Пешков был судьей.
Можно было снять с тревожной сценарной подготовкой, показав печальный случай с вертолетом, который на шоу случился в 2015 году (если спрессовать историю). Ну, это как вариант. В любом случае было бы эффектное мощное начало, настоящее большое кино.
Вместо этого — учения по приземлению на чужой территории. В которых нет интриги: какие восточные костюмы среди берез? Досадно, что вместо эффектной правды мы начинаем просмотр со слабой выдумки. Хотя, как экспозиция, первая встреча ГГ и их будущих спасателей, годится.
История распада страны
Желание объемно высказаться о сохранении армейских традиций и патриотизма времен СССР понятно и нормально. Показывая 1991 год, выпуск Сошнuкова из училища в Харькове, неплохо обрисовывают плачевную ситуацию, в которой перед развалом страны оказалась армия.
Грядущую анархию персонифицирует антагонист, бросивший учебу и ушедший в рэкет (в десятых годах он уже будет представляет социально безответственный бизнес со счетами в оффшорах).
Все неплохо. Пока герои не садятся в автобус, где идут разборки как в третьесортном боевике 80-х.
В целом ретро-тема, подчеркивающая стойкость героя, не променявшего армейские крылья на более выгодную работу, к месту. Но делать это нужно драматургически качественно, а не так, как вышло. Одна только сцена с будущей женой, что бросает герою из окна бумажный самолетик и напутствует, чтобы был верен себе... уровень студента 1-2 курсов.
Картонные герои
Выбор актера не лучший. Известный факт его биографии портит восприятие романтических картинок молодости героя. И актер — уже маркер качества: можно догадаться, что фильм будет условно класса Б.
Персонажи картонные, даже главный. Мы не узнаем, что за человек и профессионал Сошнuков. Понятно, что любит семью. А дальше? С производственной драмой у него провал, и ни одной интересной детали из работы летчика. С патриотизмом тоже. Есть лишь тезисы-клише («Я не работаю на Россию, я служу России») из серии «сам себя не похвалишь...»
В работу летчиков не вникли. Как и в работу главнокомандующего, кстати, за спиной у которого на мониторах при принятии решения по Сошникову — как в стихах: «Плывут пароходы — привет Олегу! Пролетают летчики — привет Олегу!». Как будто не заседание штаба, а поп-шоу.
Режиссер увлечен мелодрамой, но даже там все слабо. Чего только стоит примитивный семейный конфликт из-за решения лететь в Сирию.
Когда герои пытаются шутить, совсем печалька. Если учесть, что представленная ниже хохма лучшая в этом кино, то судите сами:
— Ну, вот и все, Костик. А в Турции мы летом отдохнем, на пляже поваляемся.
— Да, не. Лучше в Крым.
— Согласен.
Не знаю, что там летом, а сегодня при выборе новой российской драмы стоит смотреть не всякие поделки, а достойные работы, о которых я недавно писал: «Распутье», «Разжимая кулаки», «На дальних рубежах».
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!