Найти тему
Мой любимый XIX-й век

Леббок Дж Начало цивилизации

Сегодня представляю Вам книгу Джона Леббока «Начало цивилизации, умственное и общественное состояние дикарей».

Но для начала давайте посмотрим, кто же такой Джон Леббок. Сейчас бы о нем сказали, очень неординарная личность и успешный человек, и было от чего. В 22 года стал банковским партнером своего отца, был знаком с Чарльзом Дарвином, самым молодым из ближайших его друзей. Вообще Дарвин очень сильно повлиял на интерес Леббока к науке. Семь раз подряд избирался депутатом в Палату общин Британского парламента, был членом Лондонского королевского общества, почетным доктором Кембриджского и Оксфордского университетов, президентом нескольких научных обществ, именно ему принадлежит введение таких понятий как неолит и палеолит, археолог, энтомолог, ботаник, энциклопедист, писатель.

Как видим очень разносторонне развитый человек, успешно сочетавший в своей деятельности политику, финансовую деятельность и науку. Конечно можно сразу сказать, финансы открывали ему дверь в мир возможностей. Вполне так и было, что именно финансы позволили ему заниматься любимым делом, наукой.

В 1882 году журнал Punch отметил Джона Леббока за его разностороннюю деятельность карикатурой с четверостишием.

Как работает Банковская пчелка

Улучшая его сияющий Дом

Обучаясь в Банковские Выходные

Странным насекомым и полевым цветам!

Видно такие разносторонние увлечения были достаточно уникальными для того общества, что это было удостоено данной карикатуры. Ну а после того как стало понятно, что перед нами достаточно серьезный исследователь, увлеченный человек, давайте же вернемся к книге.

Судя по штампам, книга проделал долгий путь, прежде чем попала к нам в библиотеку.

Книга конечно неоднозначная, если смотреть на нее сквозь призму современности, но попытаемся обойтись без политики, кривотолков, просто люди наблюдали, что и какие обычаи у народов, потом просто писали книги. Давайте же и мы будем поступать также и не проецировать наблюдения авторов 19-го века на нынешние отклонения, отстранимся от современности и попытаемся понять их взгляд.

Сколько мы знаем браков? Моногамия, когда одна жена, полигамия, ... полиандрия, а теперь давайте познакомимся с гораздо большим разнообразием, во всяком случае на момент написания данной книги. Вот немного примеров из книги.

На Суматре, например, было три вида брака, когда мужчина покупал женщину, когда женщина покупала мужчину и третий, на условиях равенства. У североамериканских индейцев принято мужьям ходить к свои женам украдкой, только ночью. В одном их королевств западной Африки ни одному из мужей не дозволяется видеть лицо своей жены, пока не пройдет три года со дня женитьбы. Индейцы Гудзонова залива просто дрались за понравившуюся женщину, побеждал, как говориться, сильнейший. Туземные обитатели окрестностей Сиднея добывали себе жен почти оригинально, захватывали во время отсутствия защитников, сперва посредством дубин или деревянных мечей, ее оглушают ударами по голове, спине и плечам, сопровождаемыми потоками крови затем ее тащат по лесу за руку с упорством и абсолютным безразличием, что станет с ней во время оного «путешествия». Возлюбленный, точнее похититель не обращает внимания на камни и обломки деревьев, встречающиеся на пути, главная забота доставить добычу к своим единомышленникам. В свою очередь представители другого племени платят похитителям тем же, утаскивая к себе женщин из их рода. Конечно же это не может не отражаться и в моделировании детских игр, ведь дети всегда копируют старших.

Полиандрия распространена на Цейлоне, общими супругами всегда бывают братья. Весьма показателен случай описываемый в книге, когда девушка попросила защиты от отца, когда тот решил отдать ее в жены нелюбимому человеку, а она сбежала с любимым. Полковник Дальтон при выяснении обстоятельств дела, которое казалось очень романтичным и интересным, видимо был шокирован, что сбежала она с двумя молодыми людьми.

Вообще наблюдаются очень много общего у народов разделенных очень большими расстояниями, что приходится удивляться, откуда эта общность.

Брачные и "брачные" союзы были устроены согласно обычаям и особенностям народностей, которые их устраивали. На поверку выясняется, что в нашем понимании и нет никакого союза, а есть родовые, племенные, общинные и прочие союзы.

Особенный интерес общество того времени интересовала история брака и семьи и самая древнейшая форма, по Леббоку, это коммунальный, групповой брак, из которого развился индивидуальный брак. Хотя по признанию самого автора, он старался обходить стороной все очень щепетильные вопросы на эту тему, но все же не всегда удавалось это сделать.

Но не просто так был вызван этот интерес. Если смотреть на английское общество конца 19-го века, то это острая фаза борьбы женщин за свои права и борьба за избирательное право. Вопросы брака и семьи были постоянно на слуху. Например, законодательства и Англии и Франции могли замужнюю женщину, родившую не одного ребенка, по воле мужа или под семейным давлением лишить средств существования. Было за что женщинам бороться. Конечно сам феминизм в той или иной форме тогда уже существовал почти сто лет, но до стабилизации ситуации было еще далеко. Сам интерес к браку и семье в ажиотажной форме конечно же сохранялся и в начале 20-го века, а когда произошла революция в России, то это тоже вызвало волненияв западном обществе. Мало кто помнит, что известный фантаст Герберт Уэллс, приехавший в страну после революции, интересовался вопросом об общих женах и платьях в горошек. Да, такие слухи были в Англии в то время из России. Так что идеи коммунального брака витали и тогда.

Как видим работы Леббока попали на благодатную почву, а может и сами ее формировали. В любом случае сам Леббок просто занимался наукой, искал общие черты в различных народностях, сравнивал и применял комплексное использование археологического и этнографического материала для изучения первобытной истории. Кстати, работы, подобные работам Леббока имели и другой практический интерес английского общества, так как Англия была колониальной державой, то изучение обычаев подконтрольных племен и народностей необходимо было для боле полного понимания среды в которой английские администраторы оказывались. Тем более отличия бывали очень кардинальными. Конечно не только обычаи и семейные отношения колониальных народностей описывались в книге, в книге присутствуют и такие как, тунгусы, монголы, эскимосы, племена Южной Америки, Африки и многие другие.

Весьма интересная система родства, а также развития и деградации, наблюдаются сопоставимые сходства у различных народов.

-2
-3

Самой трудной частью своей работы Леббок считал религию и верования изучаемых народностей чтобы не оскорбить чувства своих сограждан, потому как кроме суеверий была видна и некая развитость данного вопроса у отдельных изучаемых групп.

Эта тема настолько обширна у автора, что лучше него и не скажешь, так что не берусь все это описывать даже кратко и предоставляю это для самостоятельного изучения всех, кто заинтересуется данным вопросом, а там много интересного.

-4
-5
-6
-7

Давайте посмотрим на скан, где представлен Стоунхендж, а он как известно не один раз подвергался реконструкции в 20-м веке, что послужило некоторым «со знанием дела» заявить что это новодел и его построили именно в в середине двадцатого века и как ни странно нашлись последователи данного «факта».

Самая ранняя фотография этого места, 1877 год, на данной странице видна дата, 1875 год. Так что видно, что ни в каком 20-м веке он не был построен. Каждый может самостоятельно провести свое расследование и увидеть менялся ли вид Стоунхенджа за все это время, Можно начать с этой, а этой продолжить. Ну или поискать что либо самостоятельно.

Весьма интересна глава, рассматривающая характер и нравственность различных народностей. Признавая, что даже в то время, в этом вопросе было много неясностей и неполноты сведений, что могло привести, а в некоторых случая и приводило в тяжелым последствиям. А сведения об одних и тех же народностях могли быть прямо противоположны от путешественника к путешественнику, что тоже накладывало сумятицу в данном вопросе. Да и разобравшись европейский член общества мог бы прийти в ужас от того, что кого тоне было понятия греха, угрызений совести, раскаяния и нравственности. Добродетель вообще что то запредельное для отдельных обществ, да и сами отношения в обществах могут быть охарактеризованы как полный бардак.

Изучение языка различных народностей также было большой проблемой, потому как и сами народности даже в своей среде могли не понимать языки других племен, да что там племен, даже внутри семьи, после многих лет брака, муж и жена могли изъясняться только жестами. Но тем не менее изучение языков представляет собой очень интересный пласт культуры и каждый может представиться себя в качестве полиглота, потому как в книге есть небольшой словарь на нескольких языках.

Встречаются и знакомые слова.
Встречаются и знакомые слова.
-9

Очень трудно было миссионерам, несшим Библию в туземные массы объяснять основные постулаты, потому как не было сравнительных слов и понятий по этим вопросам. Например, язык веддахов на Цейлоне очень ограничен и содержит в себе только те фразы, которые необходимы народу для обыденной жизни, а у племен Кокк, Бодо и Дгималь не существует ни одного слова для таких понятий как вещество, дух, пространство, инстинкт, разум, количество, степень и т. д. Ну а системы счета тот еще квест.

Несомненно право, зачатки законодательства, да собственно и самой государственности, в виде иерархии, тоже присутствуют у различных племен и народностей. Собственность, как таковая, не у всех, но есть. Кстати упомянута и Россия в том ключе, что «...Тем не менее даже земледельческое состояние не требует непременно личной поземельной собственности; в России «мир» или общинное селение допускает личное владение только для движимой собственности; земля же составляет общее достояние...» ссылается Леббок на Faucher, Systems of Land Tenure, p.362 at seq.

И как дополнение:

-10

Можно обратить внимание, что данная книга, объединенная данной тематикой, является как бы второй, за пять лет до выхода данной книги он выпустил сочинение «Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества»(к сожалению данной книги в нашей библиотеке нет).

Давайте посмотрим на список работ Джона Леббока:

  • Monograph of the Collembola and Thysanura. The Ray Society, London 1873.
  • Prehistoric times, as illustrated by ancient remains and the manners and customs of modern savages (1865, 4-е издание в 1878; нем. издание в 1874, Jena)
  • Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. — М.: Типография А.И. Мамонтова и К, Леонтьевский переулок, №5, 1876.
  • The origin of civilization and the primitive condition of man (1870, 4-е издание, 1881; Jena, 1875).
  • Начало цивилизации и первобытное состояние человека. Умственное и общественное состояние дикарей. — С.-Петербург, Издание редакции журнала «Знание», 1876.
  • On the origin and metamorphoses of insects (1874; Jena, 1876).
  • On British Wild flowers considered in relation to insects (1875; Jena, 1876)
  • Relations between plants and insects (1878)
  • Addresses, political and educational (1879)
  • Scientific lectures (1879)
  • Ants, bees and wasps (1882, 7-е издание 1884, London; 17-е издание 1915, London; нем.издание — Leipzig, 1883).
  • Муравьи, пчелы и осы. Наблюдения над нравами общежительных перепончатокрылых. — СПб.: Изд. А. С. Суворина, 1884.
  • Fifty years of science (1882)
  • Flowers, fruits and leaves (1886)
  • The pleasures of life (1887)
  • A contribution to our knowledge of seedlings. Popular ed. Kegan Paul, Trench, Trübner, London 1896.
  • The Senses, Instincts and Intelligence of Animals (1888)
  • The Beauties of Nature (1892)
  • The Use of Life (1894)
  • On peace and happiness (Macmillan 1909)

Кроме трех переведенных, указанных здесь, также переводились «Красоты природы» и «Радости жизни», также в 1910-м году в Типо-Литографии И.Ф. Смирнова была выпущена книга «Как надо жить разумно и с пользой для себя», очевидно в первоисточнике это The Use of Life.

Конечно Леббок пытался охватить как можно больше народностей и разнообразностей у народностей, их культурные особенности, провести сравнительный анализ. Чтобы собрать такой материал, необходимо было очень много перелопатить литературы, но и источники должны быть тоже основаны на чем то, например на путешествиях, экспедициях. В любом случае история зарождения и развития человеческих отношений весьма интересна и поучительна, как они развивались, что претерпевали.

Книга «Начала цивилизации» представляет сборник со множеством указателей и ссылок на первоисточники данной информации. Несомненно Джон Леббок внес очень удачные стройности в науку, но некоторые указывают и на его несколько поверхностный взгляд, без сильных фундаментальных исследований, но тем не менее его вклад в развитие человечества нельзя недооценить. Как нельзя недооценить и его книги. А закончу я данный рассказ словами самого Леббока, который признавался, как исследователь, что выше книг по значению может быть только окружающая среда.

«Earth and sky, woods and fields, lakes and rivers, the mountain and the sea, are excellent schoolmasters, and teach some of us more than we can ever learn from books.»

«Земля и небо, леса и поля, озера и реки, горы и море - отличные школьные учителя и учат некоторых из нас большему, чем мы можем когда-либо узнать из книг.»

Большое спасибо, что дочитали до конца.

Как искать в каталоге описано здесь.

Строка для поиска - Начало цивилизации. Приятного чтения!