Общетюркское культурное наследие в настоящее время остается не до конца изученным. Но тем не менее, в истории попытки по данному направлению делались не раз. Особую роль в этом конечно же сыграла Россия ввиду относительной близости к исторической тюркской географии. Сегодня речь пойдет о знаменитой сибирской экспедиции Даниэля (Даниил) Готлиба Мессершмидта.
Эпохи развития общетюркской культуры
Перед началом сперва нужно уточнить некоторые важные этапы развития общетюркского наследия. Так, национальная культура тюркских народов пережила различные эпохи развития, каждая со своей уникальной культурной и эстетической системой. Но важно учесть, что помимо этого, общетюркское культурное наследие совмещала в себе свойства преемственности. Поэтому, принято разделить его развитие на 3 основных этапа:
- Древнетюркский;
- Раннеклассический (или мусульманский);
- Национальный (или классический).
В этом контексте, под «древнетюркскими» подразумевается гёктюркские рунические письмена. Потому, что руны Гёктюрков по факту являются в общем первыми древнетюркскими культурными артефактами, относящимися к VI-VIII вв.
Развитие эпиграфики у тюрков
Примечательно, что помимо развития эпиграфики, у древних тюрков процветали также и другие литературные направления. Дело в том, что ввиду тесного культурного взаимодействия с другими народами в тюркское наследие стали проникать китайские и буддийские писанины (переводы), фольклор, мифы и уверования соседних народов. Неслучайно, что именно к данному периоду относятся и памятники культурного наследия уйгуров. Именно уйгурская литература совмещает в себе элементы других языков и религий; в основном — манихейской, буддийской или несторианской.
Влияние Ислама на тюрков
X век ознаменовался для большей части Тюркского мира принятием Ислама. Именно после данного события Тюрки начали играть доминирующее положение на Востоке, а тюркский язык быстро ужился среди основных мусульманских языков — арабского и фарси.
Благодаря Исламу тюркская культура достигла еще большего развития, в том числе и с эстетической точки зрения. Конечно не обошлось без помощи арабских языковых заимствований и графики, которые особенно сильно закрепились на Кавказе, Малой и Средней Ази и Поволжье.
Величественные памятники тюркской литературы
В исламский период появились такие замечательные памятники тюркской литературы, как:
- «Кутатгу билиг» («Благодатное знание») Юсуфа Баласагуни (XI век), являющийся первым важным поэтическим произведением на тюркском языке;
- «Диван-у лугат ит-тюрк» («Свод тюркских слов») великого Махмуда Кашгари (XI век);
- «Атебат алхакаик» Ахеда Югнаки (XII век);
- «Диван-и хикмет» («Свод мудростей») суфийского поэта Ахмеда Ясеви (XII век);
- «Кысса-и Юсую» Али (XIII век) и др.
Вышеперечисленные произведения являются частью общетюркского культурного наследия, поскольку были написаны они на том языке, который мог понять каждый тюрк того времени.
Российская наука и тюрки
Памятники рунической письменности являются первыми сохранившимися экземплярами древнетюркского прозаического текста. Они представляют чрезвычайную ценность для изучения жизни древних тюрков, живших на просторах Средней Азии и Южной Сибири. Не спроста, что эти края привлекали внимание ученых и путешественников различных государств.
В этом деле особенно далеко шагнула российская наука. Это обуславливалась как с географической близостью, так и дальнейшими планами по расширению жизненного пространства русского государства.
Начало сибирской миссии Мессершмидта
В 1719 году, по приглашению российского императора Петра I некий молодой одаренный немецкий ученый-врач и естествоиспытатель Даниэль Готлиб Мессершмидт начал свое знаменитое путешествие по Сибири. Цель данной ответственной миссии заключалась в подробном изучении региона, сборе необходимой информации, изучении флоры и фауны, а также знакомстве с местным тюркским народом и его обычаями. По своей сути это было первой научной экспедицией в Сибирь.
В состав этой экспедиции, завершившейся в мае 1727 года, помимо Д. Г. Мессершмидта, вошли:
- Картограф Филипп фон Страленберг;
- Художник Карл Шульман;
- Переводчик П. М. Краз.
Одним из ценнейших находок мессершмидтовской экспедиции по праву считается высокий каменный обелиск, обнаруженный на севером побережье реки Уйбат (1721 г.). По свидетельству самого ученого, обелиск этот во все стороны был покрыт какими-то необъяснимыми «надписями». Для дальнейшего изучения и широкой публики К. Шульман иллюстрировал эту находку. Таким образом каменный обелиск стал важной находкой для изучения истории языка и культуры древних тюрков.
Мистические надписи
Д. Мессершмидт на протяжении своего путешествия вообще обнаружил много экспонатов и материально-культурного наследия древних тюрков. В этом ему также помогали и местные жители. Например в сентябре 1721 года, в одном соседнем кургане на территории Абаканской тюрьмы, было обнаружено высокое бронзовое зеркало (вернее его часть) с мистическими надписями. Там же было обнаружено мужское надгробье в виде фигуры с теми же «непонятными» надписями.
Эти надписи напомнили ученому о рунических древнегерманских писанинах, локализованных в Скандинавии. Поэтому из-за схожества Д. Г. Мессершмидт назвал их «руническими буквами». Как итог, находки («Сибирские знаки») были названы древнетюркскими литературными памятниками или древнетюркской рунической письменностью.
Значение находок Мессершмидта
С научной точки зрения, в особенности в плане развития тюркологии, экспедиция Мессершмидта представляет в себе бесценный труд. По-факту именно с выходом его научных работ и заметок на Западе и в самой России стали более углубленно подходить к историческому общетюркскому наследию.
Таким образом были открыты древнейшие письменные памятники тюркоязычных народов — «Енисейские надписи».
#тюрки #россия #история #археология #петр #азербайджан #турция #сибирь #алтай #якутия
✔Оригинальность статьи - 100%