История советского шлягера 60-х.
Как-то минувшим летом в беседе один мой друг упомянул песню «Голубые города» исполнителя Светланы Сургановой. Как человек, увлеченный историей отечественной песенной культуры, я не мог не обратить внимание на то, что это не её песня. Речь шла о композиции из далекого советского прошлого:
«Города, где я бывал,
По которым тосковал
Мне знакомы от стен и до крыш.
Снятся людям иногда их родные города:
Кому - Москва, кому -Париж»
Среди моих читателей достаточно много меломанов старшего поколения, которые, скорее всего, прекрасно знают оригинал. Светлана Сурганова, популярная современная рок-певица и автор песен из Санкт-Петербурга просто перепела старое произведение своих земляков, прославленного ленинградского композитора Андрея Петрова и поэта Льва Куклина. Первым исполнителем песни был «лучезарный певец советской эстрады», также уроженец города на Неве, Эдуард Анатольевич Хиль. Из позднейших исполнений рок-версия от группы «Сурганова и Оркестр», представленная на альбоме «Увидимся скоро» 2011 года, пожалуй, наиболее известна. Со времени того разговора песня «Голубые города», которую я знаю и слушаю в обоих вариантах, что называется, не давала мне покоя, и я решил углубиться в историю и рассказать о ней на своём канале.
Я не случайно начал материал с личной истории. Многие слушатели относятся к каверам скептически и могли бы уличить моего приятеля в отсутствии музыкальной эрудиции. Однако описанный эпизод наглядно показывает, что представители более молодых поколений зачастую «открывают» для себя песни прежних эпох как раз благодаря современным исполнениям и интерпретациям хитов артистами из разных музыкальных ниш. Люди, родившихся в начале 90-х и не интересующиеся историей музыки, вполне могли не знать в исполнении Хиля. Это поколение формировалось на музыке начала нового века, том числе русском роке того периода, видным представителем которого стала Светлана Сурганова. Вполне логично было услышать эту замечательную песню в её интерпретации. У меня и в мыслях нет сравнивать и сопоставлять две совершенно разных версии. Интерпретация Сургановой кому-то может показаться спорной и смелой, в то же время она по-своему интересна и сделана с большим уважением. Сургановский кавер десятилетней давности отделяет от оригинала почти полвека, точнее – 48 лет. Песня появилась в 1963 году.
Композитор Андрей Павлович Петров вошел в историю советской культуры как классический композитор и автор музыки ко многим замечательным фильмам. Творения маэстро звучат в таких знаменитых картинах как «Служебный роман», «О бедном государе замолвите слово», «Жестокий Романс» Э. Рязанова, «Я шагаю по Москве» Г. Данелии и многих других знаменитых лентах выдающихся режиссеров.
Песня «Голубые города» также родом из кино, но в данном случае фильм, где она прозвучала, остался малозаметным в советском кино наследии и, судя по отзывам и воспоминаниям, совсем не запомнился зрителям. В истории отечественной культуры немало случаев, когда песня, созданная для фильма, значительно превосходила его по популярности и узнаваемости в историческом масштабе. Это один них - фильм «Два воскресения» был снят на «Ленфильме» в 1963 году режиссером Владимиром Шределем по сценарию Анатолия Гребнева. Музыку писал Андрей Петров, всего в фильме прозвучало две его песни «Вечерние огни», или «Шорох ночных дождей» на стихи Александра Кушнера в исполнении Лидии Клемент и «Голубые города» в исполнении Эдуарда Хиля.
Его голосом песня неоднократно звучала с телеэкранов в 60-е годы, в сети есть записи 1964 и 1967 годов.
Из известных артистов советской эпохи эту песню следом за Хилем исполнял Эмиль Горовец.
1967-м годом датируется выступление с этой композиций мариупольского ансамбля «Чайка», снятое на Киевской телевизионной студии.
Рассуждения о поколениях и особенностях восприятия песен в начале статьи были вовсе не для пустых разглагольствований. В контексте данного произведения взгляд «сквозь призму времени» как раз важен. «Голубые города» - это пример композиции, ставшей художественным отражением того исторического периода, когда она была написана. Однако песня дошла до наших дней и по-прежнему популярна, и слушатели разных возрастов воспринимают ее по- своему.
Современный человек, слушая песню «Голубые города», возможно, представляет фэнтезийные, сказочные образы. Версия Светланы Яковлевны особенно предрасполагает к такому восприятию. А о каких «Голубых городах» в 60-е годы писал поэт Куклин? Судя по всему, всё вполне конкретно. Это города, которых на тот момент ещё не существовало – новые города, возникавшие на советской карте. Евгений Долматовский, рассуждая об этой композиции в своей книге «Рассказы о твоих песнях», называет эпоху 60-х – 70-х годов «большой стройкой».
«За ночь ровно на этаж
Подрастает город наш»
Или
«Мы на край земли придем,
Мы заложим первый дом
И табличку прибьём на сосне»
- эти строки можно воспринять буквально.
Многие молодые города, возникшие или существенно преобразившиеся в послевоенное время, приняли эту песню «за свою». Известно, например, что сотрудники радиостанции города Ангарска Иркутской области (основан в 1945 г.) отправили авторам песни письмо следующего содержания:
Мы считаем, что песня написана о нас и о нашем городе. Просим разрешения начинать ею наши передачи. Пусть ваша — и наша! — песня будет своеобразным гимном нашего молодого города!»
Спустя год после выхода песни, в 1964 году, известный советский журналист Василий Песков в своей заметке в газете «Комсомольская правда» упоминает о том, как «Голубые города» исполнялись космонавтами на Байконуре. Одноименный город, где расположился космодром, ставший «воротами в космос», на тот момент был совсем ещё молод. В контексте популярной в ту эпоху темы космоса «Голубые города» в устах пилотов обретали совсем иной, куда более глубинный смысл.
Автор стихов, полный тезка популярного эстрадного певца Льва Лещенко, поэт Лев Валерианович Куклин по своей основной профессии был геологом, много ездил по стране, был свидетелем того, как меняется её облик. Значительная часть жизни геолога проходит вдали от городов, для них город - «нечто голубеющее вдали», на что указывает Е. Долматовский, выделяя тем самым у этой песни второй план. В ней выражена тоска по малой родине, эмоции и чувства «странствующего человека», видящего во сне города, мечтающего о неком пристанище, о доме на краю земли. Ещё не зная, что автор песни геолог и не углубляясь в обстоятельства её создания, я при первом прослушивании песни почувствовал и понял её именно так.
В советское время песня стала, как тогда говорили «шлягером». Произведение считается одним из самых известных в творческом наследии обоих его авторов и в репертуаре певца Эдуарда Хиля. Композиция дала название музыкальному телевизионному фильму-концерту, посвященному Андрею Петрову. Это работа режиссера Александра Белинского, выпущенная в 1985 году, в фильме «Голубые города Андрея Петрова» разные артисты исполняют знаменитые произведения композитора.
Песня «Голубые города», вдохновленная эпохой и наполненная характерными образами – своего рода «привет» из прошлого. В то же время эта песня универсальна, она подкупает своей атмосферой, композиция теплая, ламповая, что ощущается даже сквозь аранжировку Сургановой.
В приближенную к современности эпоху были и другие исполнения этой песни, она продолжает звучать на разных уровнях, в исполнении профессиональных и самодеятельных коллективов.
Исполнитель оригинала Эдуард Анатольевич Хиль успел стать свидетелем нашего века, хотя эта песня в постсоветскую эпоху в его исполнении звучала редко. Певец покинул этот мир в 2012 году, до последних дней оставаясь узнаваемой фигурой музыкального мира, и даже снискал новую волну славы, в связи с широкой интернет-популярностью вокализа «Я рад, что наконец возвращаюсь домой» композитора Аркадия Островского, за который певца прозвали «мистером Тро-ло-ло». Но это уже совсем другая история, её я когда-то рассказывал на канале.
Материал написан исключительно в развлекательных и информационных целях.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.