Как известно, долгие годы с лихих 1990-х, добыча и реализация российских морепродуктов и рыбы находилась под контролем лиц, получивших иноземное гражданство и постоянно проживающих за границей.
Из года в год, в силу "исторической традиции" (так это цинично называлось) квоты на вылов передавались именно этим людям.
Только после событий 2014 года и введения антироссийских санкций, не сразу, постепенно, но началась ревизия законодательства по добыче, переработке и реализации рыбы и морепродуктов.
Сначала квоты стали распределять на конкурсах -- многие российские рыбодобывающие компании смогли получить квоты на вылов.
В 2018-м были ужесточены требования законодательства об иностранном контроле предприятий, имеющих стратегическое значение для государства.
В 2018-м году ФАС (Федеральная антимонопольная служба) выявила, что компания "Северная флотилия" находится под контролем иностранного инвестора и это не согласовано с правительством.
Последовала серия судебных дел также против компаний "Стрелец", "Таурус" и "Эридан" об иностранном контроле.
В ходе разбирательств выяснилось, что основными владельцами "Северной флотилии" и остальных компаний, указанных выше, управляемых фирмой "Фэст", являлся бизнесмен Прутков Юрий, его жена и трое детей, все граждане Мальты, проживающие в Швейцарии.
И вот теперь дело решилось.
"Последние три года перед Прутковым стоял вопрос, с чем расставаться: со швейцарским паспортом или с компанией", -- прокомментировал ситуацию руководитель Информационного агенства по рыболовству Александр Савельев.
В итоге Прутков продал свои предприятия. Покупателем выступила крупнейшая в России рыбодобывающая компания ГК "Норебо", которая принадлежит Виталию Орлову, миллиардеру, по паспорту россиянину -- от норвежского паспорта он отказался, переехал в Мурманск.
С покупкой предприятий Пруткова под контроль "Норебо" переходят дополнительные объёмы вылова от 80 тысяч до 150 тысяч тонн пикши, трески, скумбрии, сардины и сельди.
"Норебо" владеет квотами на вылов 420 000 тонн минтая, трески, пикши.
Орлову удалось сосредоточить в своих руках множество рыболовецких предприятий Мурманска, Карелии и Дальнего Востока благодаря кредитам Сбербанка на 600 млн. долларов, выделенных на скупку активов.
В Кремле посчитали, что удобно контролировать одного лояльного бизнесмена, иначе вряд ли бы произошла такая концентрация рыбной отрасли в одних руках.
На ваш взгляд, смогут ли власти навести относительный порядок в рыбодобыче и снабжении рыбой населения или это вечная, нерешаемая тема для новой либеральной России?
Пишите комментарии, подписывайтесь на канал и читайте книги Алексея Наста на Литрес и на множестве других сайтов на просторах бескрайнего Интернета.