Со времени замены знаменитых, но почти негодных для службы казачьих киверов нынешней весьма удобной папахой, с введением длинных личных сапогов и в последнее время двубортных мундиров, обмундирование казака сделалось значительно удобнее и дешевле, хотя далеко ещё не удовлетворяет всем потребностям военного быта.
В однобортном казачьем кафтане подклейка всегда отходит, борт проваливается, крючки расходятся и вылезают; мундир представляет безобразный вид, не говоря о щели, приходящейся как раз по середине груди. Во время работы нижние чины часто позволяют себе расстёгивать мундиры; при этом в однобортном мундире грудь совершенно открыта, тогда как в двубортном, даже расстёгнутом, она всё-таки вполне защищена от наружного влияния; пробыв в таком положении даже недолго в осенние и особенно в весенние тёплые, но влажные дни, казак, одетый в кафтан прежнего образца, рискует простудиться скорее и вернее, чем теперь.
Итак, введение двубортного мундира в казачьих частях вполне целесообразно. Желательно было бы только видеть небольшие изменения в утверждённом образце, но никак не возвращение прежнего однобортного кафтана. Например, закругление борта является необъяснимым и излишним. Что красоты оно не придаёт никакой, нечего и говорить, удобства также не видно, а скорее можно указать, что, при трудности застёгивания, борт вверху всегда изломан, и у самого воротника появляется опять-таки щель, которую желательно устранить.
Кручёный кант, украшающий борт, тоже лучше было бы совершенно уничтожить; он является лишь излишним и ничуть не красивым. В домашнем употреблении у некоторых офицеров уже есть такие мундиры нового образца без кантов и они, пожалуй, даже лучше на вид.
Нельзя не обратить внимания на то, что с введением мундиров нового образца, казачьи шаровары тоже требуют некоторого изменения. Носятся они забранными в большие сапоги и сверху совершенно закрыты длинными до колена мундирами. При прежних мундирах не закрытый лампас красовался на виду и имел хотя тот смысл, что бросался в глаза на парадах; но и тогда, будучи несколько приношен, представлялся в виде грязной красной тряпки, пришитой к шароварам решительно без всякой необходимости. Теперь же, когда его совершенно не видно, он утерял своё назначение и бесполезно увеличивает стоимость казачьих шаровар.
С уничтожением лампаса сукно для шаровар лучше всего было бы ввести серо-синего цвета, так как из практики известно, что сукно этого цвета обладает большей прочностью, вследствие безвредного действия краски на ткань сукна. Такие шаровары уже давно носит вся регулярная кавалерия, а также кубанские и терские казаки, у которых они совершенно скрыты под черкеской.
Сапоги чёрного товара с длинными голенищами вполне удовлетворяют всем условиям походной жизни; да притом такие сапоги носит весь русский народ, потому что они лучше всего соответствуют русской жизни. К этим сапогам для армейских казачьих полков не достаёт лишь одного – шпор, а иметь их чувствуется необходимость. Употребление нагайки в сомкнутом строю, пугая соседних лошадей, нарушает порядок и тишину строя; кроме того руки всадника заняты поводьями и оружием, вследствие чего нагайка праздно висит у седла; управление лошадью от этого сильно затрудняется, а в некоторых случаях, при проскачке через препятствия с оружием в руках, положение казака становится даже опасным, и приходится видеть такие безобразные явления, что казак наносит беспощадные удары шашкой плашмя своей лошади, чтобы заставить её идти на препятствие; при шпорах ничего подобного не было бы. Давно уже слышались голоса о необходимости шпор для казаков; от них требуется исполнение всех правил кавалерийского устава, а средств для исполнения меньше; одно из этих средств – шпоры. Они казаку решительно необходимы.
Оставив в стороне обмундирование, следует упомянуть ещё об одном общем недостатке: о форме стрижки у казаков. Волосы у них подрезаются в кружок ниже половины уха; этим стрижка ограничивается. На голове образуется густая масса волос, постоянно и очень усердно смазываемая свиным салом; для удовлетворения такой важной потребности каждый казак возит во вьюке жестяную сальницу с солёным свиным салом. От головы постоянно идёт отвратительный запах, волосы лоснятся, и во время жары от них даже течёт, отчего воротник мундира всегда выпачкан. Фуражка же у каждого казака пропитана салом до полного насыщения.
Представьте теперь военное время и походы, когда некогда ежедневно заниматься таким сложным туалетом, то есть расчёсыванием и смазкой целой копны волос; тогда неприятность головы неизбежно увеличится, в волосах набьётся грязь и явятся худшие последствия неряшливости.
Положительно пора прийти к убеждению, что казакам на службе следует носить короткие волосы. Может быть, некоторые возразят: нельзя посягать на священный обычай. Но, во-первых, этот обычай вовсе не священный а, во-вторых, не нужно забывать, что староверам запрещают на службе носить бороды, а ведь сбрить её у старовера считается большим грехом; при всём том они совершенно мирятся с необходимостью. Правда, нам пришлось встретить одного донца в солидных чинах, который возмущался, что юнкера сотни Николаевского кавалерийского училища не носят волос в кружок, по-казачьи. Хороши были бы эти молодые люди с копнами на головах в петербургских салонах…
Василий Дмитриев
газета «Донская речь» № 85 от 20 июля 1895 года.
Навигатор ← Казачье войско
► Подборка "Снаряжение казака на службу"