Немного о гигиене в сельской местности. Баня, как известно, великая радость бытия, но существует и типовой селянский сортир.
19 ноября, оказывается, был всемирный день туалета. Специальная резолюция Генеральной Ассамблеи ООН такой день учредила. Потому что два с половиной миллиарда человек в мире не имеют пока еще доступа к гигиеническим благам. Про державу и поминать не хочется - треть пейзанского населения справляет нужду в дощатом сортире.
По разным причинам. Хотя, конечно, сейчас цивилизация продвинулась и такое правильное изобретение как автономная канализация уже появилась и продвигается. В деревенских условиях это великолепное дело. Но пока это дело продвигается с терниями. Упирается в материальное благополучие. В ту самую нужду, если точнее обозначить. Хотя достаточно просто и удобно.
Есть, естественно, определенная пейзанская ментальность - дескать, терпели и будем терпеть, будем при - 25 зябко природой наслаждаться. Помнится, как-то пару лет назад одна симпатичная сельская деваха рассказывала мне, как слушала первую весеннюю кукушку, расположившись в дворовом нужнике. Такая обыденная романтика. Не зря, кстати, в недавней переписи власть обозначила вопросы насчет приспособлений для справления нужды. Будут знать, быть может.
Любое доброе дело нужно начинать с создания нужника. Это основа любого, с позволения сказать, стартапа. Потому что это самое важное в нашей жизни. В любых жизненных условиях. Даже в самых экстремальных условиях, или, еще более того, патриархальных.
По этому поводу расскажу одну откровенно космическую историю, раздольную и звездную. Дело было в экологическо-чистой зауральской степи, на бескрайних просторах Курганской области. Этак в 90-е года прошлого века, года, которые почему-то принято называть лихими. Не знаю отчего так, может, кто и лишку хватил.
В этот раз обошлось без особенной лихости - на учения выехала бригада гражданской обороны, которую потом переименовали в МЧС. В нашей стране любят все переименовывать. Для пущей важности и пущего уважения, считаю.
И вот эти военнослужащие выехали, растаборились, палатки всякие установили и даже полевые кухни. Все как положено. А положено еще и опростаться, погадить, то есть, просто и точнее, - исполнить естественные надобности. Так в армии устав требует.
Для этого нужного дела отрядили спецтехнику, которая была в штате бригады. Спецтехника, естественно, расстаралась и вырыла траншею глубиной аж метра три или более. Вот в эту-то траншею бойцы исправно опорожнялись будучи молодыми и здоровыми организмами. С перловки это хорошо получается. Затем учения кончились, лагерь свернули, бойцы уехали. Здоровенная дерьмовая траншея осталась. Все как положено.
Дело к осени, во время которой селяне обычно совершают уборочную. Урожай всякий убирают, хлеба налево, хлеба направо. Раздолье, короче. А убирают хлеба как раз около того места, где лагерь гражданских оборонщиков растабаривался. Комбайны всякие по полю ездят, зерно намолачивают и закрома наполняют. Красота!
И комбайнеры, чтоб зря время не тратить, решили ночевать в полях - день год кормит. Вечер и утро тоже. Тем более, технику нельзя без присмотра оставлять. Ибо нет надежды на несознательный народ. Ну, и бутылочку-другую, конечно, приголубить попутно.
Ночь случилась. И молодой комбайнер увлекся зауральской ночью. Мечтательность нашла или просто, опять же, естественные надобности совершить отошел. Отошел как-то неудачно и во тьме зауральской звезданулся в дерьмовую гражданско-оборонительную яму. Весь в отходах солдатской жизнедеятельности и полный катарсис. Только звезды мерцают. А чего еще, окромя космических звезд, из аккуратно вырытой ямы глубиной в три метра как минимум, стоя по пояс в дерьме, увидишь?
И вот он разглядывает звезды, пытается из ямы выбраться и орет благим матом. Типа, спасите-помогите. А добрые люди по ночам спят. С устатку. Так он всю ночь стоя в дерьме и проорал. Орал истошно, с надрывом. Потом уже потише. Устал. Никто не услышал.
Лишь утром кто-то тоже опростаться пошел и каким-то образом обнаружил донельзя дерьмового бедолагу. Хрен знает как, может, сидит комбайнер, задумчиво гадит на окружающую среду, а откуда-то из-под земли стоны и всхлипы. Поневоле процесс стремительно ускоришь.
Короче, вытащили того дерьмострадальца, отмыли, вероятно, позвонили в гражданско-оборонительную бригаду. Те приехали и закопали канаву. Делов-то, если спецтехника есть.
Если глубоко копаешь, то потом зарыть все взад необходимо. Беречь нужно родную природу. Другого нам не дано.