О Полине Агуреевой наш канал писал многократно. И на это ряд причин.
Нам кажется, что Полину преступно мало снимают в кино и совсем не показывают по телевизору.
Мы даже весной написали статью с таким посылом:
Безусловно, это талантливая актриса и, как зрителям, нам интересны ее творческие искания, победы. И мы находимся в ожидании новых ролей и постановок. Хотя понимаем, как скуден сегодняшний кинематограф на хорошие сценарии и талантливых режиссеров.
Но, Полина интересна и сама по себе, и своими размышлениями на важные аспекты нашей жизни.
«Ученица своего учителя»
Она умна, обладает не стандартным мышлением, хороша собой. При всей хрупкости, внутри чувствуется сильный характер, который помогает и сниматься, и даже самой ставить спектакли. В выборе репертуара она тоже весьма избирательна.
Она талантливая ученица своего учителя - Петра Фоменко, сначала в ГИТИСЕ, а потом и в его театре. Хотя, при совместной работе, зачастую спорила с мастером, вступала с ним в диалоги, но все во благо искусства.
Полина до сих пор не перестает восхищаться масштабом личности Фоменко и во всех интервью об этом говорит. Она и своего старшего сына назвала в честь своего учителя - Петром.
После ухода П. Фоменко, замечает, что театр без него стал совсем не тот, так как все держалось на «интересе личности». В творчестве все время чувствует ответственность перед П. Фоменко, лишь бы его не подвести. И эта, прежде всего, человеческая преданность, подкупает.
Замечу, что можно назвать ряд артистов, вышедших из этой «мастерской» — и это своеобразный знак качества.
«Театр — это место, где люди перестают играть»
Полина считает себя театральной актрисой. Отсюда много размышлений и переживаний о судьбе современного театра.
Я думаю, что в старом значении психологический театр перестал существовать. Даже хорошие спектакли, сделанные в этой эстетике, уже не могут тронуть. Они не могут тронуть молодых людей…
А спектаклей, где был бы психологизм в смысле глубины постижения человека плюс новая форма, таких спектаклей, на мой взгляд, катастрофически мало.
Говоря о новых веяниях в режиссуре московских театров, она тонко подмечает:
Ну вот кто сейчас лидер нашего поколения? Богомолов. Хорошие или плохие, но лично для меня его спектакли — это капустники. Я знаю, Богомолов умный человек. Я смотрела и читала его интервью. Мне любопытно за ним наблюдать. Он много говорит о карнавальной культуре, но для меня его спектакли очень далеки от карнавальной культуры в том смысле, который в это понятие вкладывал, например, Бахтин.
Несмотря на то, что провал спектакля или роли для Агуреевой — это практически невозможно, но она и к этому относится философски:
Провал нужен просто для того, чтобы двигаться. Вообще страдание нужно, чтобы идти. Мне кажется, это очень красивая идея: в человеческой жизни необходимы страдания. Я бы не хотела быть человеком, который их избегает. Потому что давно уже обратила внимание на странную парадоксальную вещь: люди всегда в острые моменты переживания становятся лучше. Никогда не обращали внимания? Самое хорошее проявляется в людях в момент страдания. Правда, потом это очень часто забывается. А хотелось бы, чтобы человек и дальше нес это ощущение, когда вдруг увидел себя «лучшим собой». Мы, в общем, и живем ради того, чтобы стать «лучшим собой».
Каково?
Это вечный внутренний анализ переосмысление отличает ее от многих актрис. Возможно поэтому и такие глубокие и осмысленные роли получаются у Полины. Говоря о себе, она не раз высказывала, что ей, кроме актерской профессии, также близки психология, филология и философия.
И снова о театре:
Театр нужен, чтобы не умереть от того, что Ницше называл человеческим и слишком человеческим, то есть от «мелочной» правды.
Бродский говорил, что «в искусстве вещи становятся такими, какими они должны быть по большому счету». Потому что в искусстве все гораздо концентрированнее, чем в жизни. Театр – это место, где люди, наконец-то, перестают играть.
Она не перестает высмеивать и осуждать стремление многих театральных деятелей переориентировать российский театр на западные, европейские ценности. И делает это прямо, отстаивая и аргументируя своя мысли:
У людей нет чувства родины. А я хочу, чтобы у моих детей было чувство родины, России…Погоня за европейским и в театре, и в искусстве, и в жизни может привести к катастрофе.
Духовные потребности всегда были ментальной русской чертой. А сегодня это ушло. Если искусство перестанет говорить о вечном, это будет антимир.
«Неформат» Полина Агуреева
Она действительно не такая, как многие актрисы нашего кино и театра.
Не случайно, С. Урсуляк, характеризуя Полину, применил эпитет «нездешняя, особая, отдельная». И она не специально создает такой образ, она такая, как есть и этим подкупает своего зрителя. У нее просто на все свои принципы, убеждения и мысли, которыми она периодически делится:
Я неоднозначно отношусь к советским временам, естественно, не хотела бы (да это и невозможно) возвращения заидеологизированности общества. Но то, что, например, люди знали, что надо читать книжки, и читали их, и этот постулат был незыблем,— для меня это лучше, чем наша новая «идеология» — каждую субботу ездить в «Ашан» или черпать сомнительную информацию в соцсетях. Что сегодня главное? Быть успешным, быть в формате. Я ненавижу это слово — «формат». Скоро, наверное, буду ходить в одежде бомжа. Я ехала к вам в такси с водителем, который был одет лучше, чем я. И он явно был удивлен моему «неформату» в одежде — я не соответствовала его машине. Так вот, я очень хочу не соответствовать машинам представительского класса или спектаклям, которые модны. Не хочу соответствовать любому формату. Могу сказать, что это мой принцип существования.
Мне ближе такая позиция. А вам?
Немного о воспитании
Несмотря на работу в театре и кино, Полина всегда отдавала пальму первенства своим сыновьям: Петру, которому 16 лет и Тимофею, которому 6 лет. В вопросах воспитания Полина тоже идет по своему пути:
Самое главное, что должно быть в человеке, — это сложный внутренний мир. Пускай мои дети получают «тройки», плохо пишут тесты и не сдают ЕГЭ. Главное — чтобы и у старшего, и у младшего сыновей был богатый внутренний мир.
Не знаю, как вам, а мне близок такой подход, основанный на душевности прежде всего.
Полина Агуреева и С. Урсуляк
Именно режиссер С. Урсуляк смог раскрыть все таланты Полины. И впервые запела Полина именно в его фильме «Долгое прощание» 2004 года, а потом были фильмы «Ликвидация» 2007 года и «Исаев» 2009 года.
Нет, это не были крутые вокальные партии. Так скорее поет душа. Этим мне Полина напоминает отчасти Елену Камбурову, которая тоже исполняет только прекрасную музыку и смысловые тексты.
И у Полины, что ни романс, то слова Марины Цветаевой или Иосифа Бродского на музыку невероятного Таривердиева. Но именно соединение этих трех составляющих, один из которых сама Полина и ее исполнение и смогли затронуть души зрителей и стать такими популярными.
Давайте послушаем романс «Моя маленькая», на стихи Марины Цветаевой «Стихи к Сонечке» (посвящение Сонечке Голлидей, 1919 год) и музыку Е. Фроловой из фильма "Долгое прощание".
И романс на стихи И. Бродского "Колечко" и музыку В. Берковского из фильма "Исаев":
P.S.
Хочется пожелать Полине Агуреевой таких же наполненных ролей, выражения себя в песне. А нам всего этого дождаться. Но мы ведь благодарные и терпеливые зрители. Лучшие роли, думаю, у нее еще впереди.
А вы что об этом думаете?
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал кино вояж и не только.