Человечество проделавшее огромный путь от примитивной культуры охотников-собирателей, до эпохи покорения космоса, по прежнему продолжает верить в существование высшей силы. Востребованность веры, вопреки её очевидной иррациональности, заставляет задуматься о причинах толкающих человека в ее объятия. Философия определяет веру - как метафизический феномен познания бытия. Говоря своими словами, вера - это инструмент позволяющий не критически интерпретировать непонятные явления. Однако определение само по себе, не дает полного представления о генезисе веры и как следствие, становится не возможно определить свое отношение к этому явлению. Следовательно, требуется более основательно рассмотреть проблему, начав как водится с основ.
Уже в первом приближении обнаруживается удивительная ситуация, наука давным-давно развенчала все проверяемые положения религии, но как оказалось, понимание основ эволюции совершенно не гарантирует возникновение иммунитета к желанию покреститься. Конечно можно условно принять, что обывательский уровень знаний не позволяет критически осмыслить сложные явления. С другой стороны известно, что не только обыватели, но и некоторые ученые сообщают о своей вере в "нечто".
Поиск источника возникновения веры очевидным образом отсылает нас к человеческой психике. Что такое психика? Говоря простым языком, психика - это внутренняя система организма, реагирующая на воздействия внешней среды. Важно подчеркнуть - именно реагирующая, то есть воздействующая во вне, только в ответ на воздействие из вне.
Человек как субъект мироздания появляется с момента осознания себя и началом осознанной деятельности. Проще говоря он появился с тех пор, как вышел за рамки четко прописанного сценария поведения. К сожалению, столь грандиозный рывок не обошелся без последствий. Осознав себя, человек осознал и окружающую его материю, что неизбежно привело к коллизии. Проблема заключалась в том, что возможность осознать явление, вступила в противоречие с неспособностью им управлять.
На заре осмысленного существования, мощное воздействие на человека оказывали такие события как - Смерть, болезни, стихийные бедствия, голод, борьба с агрессивным окружением и пр. Поскольку отсутствовала возможность контроля, эти негативные события запускали сильные эмоции перегревающие человеческую психику. (Как пример - инстинкт самосохранения включал страх, в ответ на угрозу жизни.) Однако длительное пребывание психики в перегретом состоянии, неизбежно привело бы к серьезным расстройствам. Проблему как повелось решила способность к адаптации.
Возникший защитный механизм отделял суть явления от действия явления. Таким образом необъяснимое, воздействуя на психику, приобретало форму познанного объекта. Познанный объект в свою очередь персонифицировался в виде мысли-образа или напрямую в объекте материального мира. На ранних этапах персонификация принимала вид тотема - дождь, ветер, зверь, растение, речка, камень. По мере развития человека, персонификация усложнялась - идол, дух, боги, единый бог. Ключевая проблема с контролем непознанного (ставшего познанным), решалась проявлением объекта во внешнем мире, в виде ритуала - молитвы, заклинания, жертвоприношения, танца и.тп.
Приведем пример: Болезнь, как необъяснимое явление, воздействует на психику фактом своего существования. Психика преобразовывает непознанное явление (болезнь), в познанное явление (в форме веры в разгневанного духа (персонификация) пославшего наказание). Вера отражается в материальный мир, в виде ритуала задабривания (контроль) - жертвоприношение, танец, заклинание и.т.п.
Самое интересное, что этим защитным механизмом, человек стал утилизировать вообще все иррациональное, в том числе собственную беспомощность и ожидания. Поясним о чем идет речь: Допустим спортсмен готовясь к соревнованиям испытывает воздействие непознанного (стресс в ожидание победы). Тогда психика, преобразует внешнее воздействие, в познанный объект (вера в то, что для победы нужно не мыть голову), объект проявляется во внешней среде в виде ритуала (спортсмен не моет голову). В качестве дополнительных примеров аналогичных реакции на непознанное, можно привести - делегирование принятия решения монете, гадание, составление гороскопа, ношение амулетов, ухаживание за денежным деревом, плевок через плечо и т.п.
В свете выше сказанного становятся очевидны изъяны системы, формирующей искаженное представление о объективной реальности. Человек верящий в то, что бытие подчиняется воле высших сил, а значит опосредованно и его воле, опасно заблуждается. Простой пример - попытка древнего человека, воздействовать на круговорот воды в природе (вызвать дождь), посредством принесения в жертву ста баранов, приведет к бессмысленной потере ста баранов, независимо от того пойдет дождь или нет.
Возвращаясь к вступительной части статьи: Так как множество явлений окружающей среды остается непознанным, то и описанное выше свойство нашей психики никуда не исчезает. Это означает, что как и век назад - родители пойдут крестить ребенка в надежде на счастливую судьбу и защиту ангела хранителя. Не излечимо больной бизнесмен, построит храм, в надежде на чудо или хотя бы на благосклонность апостола Петра, при встрече. Престарелый "атеист", на смертном ложе попросит отпевание, на случай если вдруг загробная жизнь окажется правдой.
Судя по всему человеческая ограниченность будет опираться на костыль веры до тех пор, пока эволюция не придумает для нас более совершенный способ воспринимать непознанное и иррациональное, не вступающий в противоречие с отсутствием контроля.