Найти тему

Соотношение безнотного и нотного периодов в младших классах обучения игре на фортепиано по методике "Ручные пьесы-упражнения"

Подробнее о методике можно почитать, посмотреть, послушать, скачать – на моём сайте

https://www.fortepiano-olerskaya.com/

Скачайте бесплатно несколько пьес и фонограмм, а также фрагменты различных сборников

https://www.fortepiano-olerskaya.com/pesy-dlya-skachivaniya

Многие педагоги видят в долгом периоде безнотного разучивания опасность того, что ученики будут плохо знать ноты и вследствие этого останутся музыкально неграмотными и фактически отрезанными от богатейшего мирового музыкального наследия, которое, конечно же, изложено в нотах. Методика «Ручные пьесы-упражнения» эту опасность исключает, так как безнотный период разучивания программы в ней хоть и длиннее обычного, но он встроен в систему. В этой системе нотное чтение начинается с первых уроков, но поначалу оно отделено от исполнительской практики. Таким образом, и ноты осваиваются лучше, так как в освоении нотной грамотности есть характерные этапы, которые совершенно не совпадают с этапами и потребностями технологии формирования исполнительских навыков. В то же время и исполнительская техника развивается быстрее, если процесс не тормозится отсутствием в начале обучения опыта чтения нот. Постепенно количество материала, разучиваемого без нот, сокращается, а по нотам – увеличивается.

На рисунке ниже синим цветом выделен период безнотного разучивания произведений, зелёным – нотного. Красная линия – примерное время перехода от безнотного к нотному разучиванию. Кто-то справляется с переходом быстрее (белый или жёлтый пунктир), кто-то медленнее (розовый и чёрный пунктир). На рисунке показано, сколь малую часть общего времени обучения занимает период безнотного разучивания пьес даже несмотря на то, что в методике «Ручные пьесы-упражнения» он существенно увеличен по сравнению с традиционным совсем маленьким донотным периодом. Кстати, наш БЕЗнотный ПЕРИОД РАЗУЧИВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ я не называю ДОнотным, так как чтение нот мы начинаем с первого урока: сначала чтение ритма, затем подключаются азбуки. Фактически донотный период в нашей методике отсутствует, а вот период БЕЗНОТНОГО РАЗУЧИВАНИЯ ПЬЕС удлинён. Но глядя на рисунок, становится очевидным, что этот период по сравнению с нотным всё равно очень мал. И не стоит, совершенно не стоит волноваться по поводу того, что дети останутся неграмотными в нотном отношении. С нотами здесь всё в порядке! А вот исполнительская техника получает в самом начале хороший свободный старт и развивается быстрее, чем при традиционном обучении.