В 1941 году в полках Красной армии были музыкальные взводы, но не было штатных оркестров. Военные музыканты зачастую привлекались к караульной службе и хозяйственным работам. По своему прямому назначению музыканты использовались лишь на вручении наград и смотрах личного состава частей полка или дивизии.
Во время наступления войск они играли роль похоронных и трофейных команд, хороня убитых и собирая оружие, боеприпасы и снаряжение на поле боя. В обороне несли караульную службу, следили за штабами и складами. Трубачи и ударники выполняли сапёрные работы, строя дороги, мосты, блиндажи и копая траншеи, а ещё помогали медсанбатам, трудясь в них санитарами.
Всё изменилось в 1944 году, когда командование Красной армии всерьёз взялось за военную музыку. Благодаря приказу № 071 маршала Г. К. Жукова и директиве Главного политуправления РККА полковые и дивизионные оркестры стали штатными единицами в войсках. Они выросли в численности, их укомплектовали годными к строевой службе музыкантами и обеспечили инструментами. Руководить оркестрами стали капельмейстеры с музыкальным образованием.
В войска стали поставлять музыкальную литературу. Разучивая новые композиции, военные музыканты сильно расширили свой репертуар. Они исполняли не только марши и советские песни, но и классику. Теперь музыка часто звучала на строевых занятиях, смотрах, парадах и, конечно, на концертах, которые давались в промежутке между боями [1].
Военные музыканты своим трудом способствовали поднятию боевого духа в войсках и разнообразию досуга военнослужащих. Многие музыканты военных оркестров были награждены орденами и медалями. Расскажем о нескольких биографиях музыкантов в погонах.
Старшина 1 статьи Моисей Ефремович Карп служил в РККФ с 1940 года, был награжден знаком «Отличник Военно-Морского Флота». Участвовал в обороне Ленинграда в составе 6-й отдельной бригады морской пехоты. Во время боев получил два ранения.
С апреля 1942 года Моисей Ефремович служил на Волжской военной флотилии, где принял участие в создании краснофлотского джаз-оркестра. В нем М.Е. Карп находился в должности солиста: «умело подобранным репертуаром песен и хорошим исполнением, выступая на тральщиках, непосредственно на боевых участках, катерах ПВО, зенитных батареях и постах СНИС [службы наблюдения и связи - прим. авт.], создает действительный отдых для офицеров, старшин и краснофлотцев, мобилизуя их на быстрейшее и добросовестное выполнение боевых задач Военного Совета.
Поднимая ненависть к немецко-фашистским захватчикам своими песнями, тов. Карп укрепляет у личного состава боевой дух, воинскую дисциплину и организованность».
20 сентября 1943 года приказом Военного Совета Волжской военной флотилии старшина 1 статьи М. Е. Карп был награжден медалью «За боевые заслуги».
Рядовой Дмитрий Григорьевич Шрамко проходил службу в учебном оркестре войск 4-го Украинского фронта со дня его основания. Музыкант занимал должности музыкального инструктора и солиста-гобоиста. Дмитрий Григорьевич был участником Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей на духовых инструментах в Москве. Начальник оркестра дал следующую характеристику рядовому Шрамко: «Высокой квалификации музыкант, виртуозно владеет инструментом, обладает красивым, певучим звуком, чем украшает звучание исполняемых произведений».
8 июня 1944 года приказом Военного Совета 4-го Украинского фронта рядовой Шрамко был награжден медалью «За боевые заслуги».
К концу войны Дмитрий Григорьевич 650 раз участвовал в «концертных выступлениях оркестра по обслуживанию воинских частей и населения», продолжал готовить музыкантов для дивизионных оркестров. Отдельным моментом военной биографии музыканта было участие в концертах и торжественных церемониях по случаю приезда президента Чехословакии в город Кошице.
22 апреля 1945 года рядовой Шрамко получил свою вторую боевую награду – орден Отечественной войны II степени.
Гвардии рядовой Георгий Гаврилович Степанов служил в оркестре 11-го гвардейского танкового корпуса с момента его основания. В наградном листе говорилось: «относится к своему инструменту с большой любовью, а к разучиванию своих партий с большой настойчивостью, вследствие чего всегда хорошо справляется со своими партиями».
Помимо службы в оркестре, Георгий Гаврилович в период боевых операций участвовал в работах на артиллерийском складе. 31 мая 1945 года рядовой Степанов был награжден медалью «За боевые заслуги».
Кроме того, музыкант был отмечен медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Военную службу Георгий Гаврилович завершил в звании старшего сержанта.
Сержант Константин Викторович Ознобищев с августа 1941 года по июль 1942 года воевал на фронте в качестве артиллериста-разведчика в 761-м артиллерийском полку Резерва Главного Командования. Затем Константин Викторович продолжил службу в качестве аккордеониста джаз-оркестра Дома Красной Армии 50-й армии.
«Не считаясь с трудностями передвижения и неудобствами выступлений тов. Ознобищев провел более 200 концертов для бойцов и командиров, находящихся на передовой линии, часто переходя из окопа в окоп, из блиндажа в блиндаж. Выступления тов. Ознобищева всегда с радостью встречаются бойцами и командирами» - говорилось в наградном листе.
14 мая 1943 года приказом Военного Совета 50-й армии сержант Ознобищев был награжден медалью «За боевые заслуги».
В дальнейшем Константин Викторович был переведен на службу в 58-й армейский запасной стрелковый полк, также входивший в состав 50-й армии. На новом месте службы он стал ведущим музыкантом концертов художественной самодеятельности полка. К концу Великой Отечественной войны сержант Ознобищев принял участие более чем в 2000 концертах для частей и соединений, находившихся на переднем крае.
В наградном листе отмечалось: «В боях при штурме г. КЕНИГСБЕРГ тов. ОЗНОБИЩЕВ отдавал все силы для организации и проведения культурного отдыха личным составом наступающих частей Армии, поднимая своей мастерской игрой наступательный порыв».
7 мая 1945 года сержант Ознобищев был награжден орденом Красной Звезды. Константин Викторович был награжден также и медалью «За оборону Москвы».
Никита Москалев
Источники:
2. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 739.
3. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 6034.
4. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690155. Д. 2213.
5. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 2171, 2850.
6. ЦАМО. Шкаф 64. Ящик 4.
7. ЦВМА. Ф. 21, 3. Оп. 2,1. Д. 27, 723.