Подойдя к стойке регистрации, я узнал, что «подсадки» нет. Все места закончились. (Раньше можно было купить билет на любой рейс и при наличии мест улететь раньше положенного времени). Я начал волноваться. До вылета оставалось не более сорока минут. Я попытался взять билет на рейс с пересадкой. В этом случае, если не было бы никаких задержек, то на плацу оказался бы минут за двадцать до построения. Это был плохой вариант, но деваться было некуда. Помчался в кассу. Естественно, очередь минут на сорок. Умудрился узнать, что рейс отменен в принципе. Я начал понимать, что все это может закончиться не очень хорошо, и красивая история о восемнадцатимесячном рейсе, рассказанная в райисполкоме (только так давали в советские времена разрешение на заключение брака раньше положенного срока), может сбыться. До вылета оставалось минут тридцать пять. С этого момента решения принимал уже не я.
Бегом от кассы до посадки. Все уже прошли (регистрацию я не проходил), стоят одни стюардессы. Подойдя к ним, я заявил, что у них есть в наличии свободное место. С большой уверенностью они сказали, что количество зарегистрированных пассажиров совпадает с числом прошедших на посадку и соответственно мест нет. Но я был настойчив. Я попросил:
«Посмотрите, у вас должно быть одно место». Одна из стюардесс не выдержала моего занудства и решила внимательно просмотреть список регистрации. Была крайне удивлена, когда обнаружила два свободных места. Так как времени до вылета не было, меня пропустили в самолет со словами: «А где второй?» Я пожал плечами.
Находясь в самолете, я пытался понять, почему я вдруг решил, что существуют свободные места. Когда самолет начал выруливать на взлетную полосу, его остановили. У меня проскочила мысль: «Неужели это за мной?» Опустили трап, и на борт самолета поднялись два товарища, одновременно с этим стюардесса, которая меня пропустила, начала выяснять, почему я вдруг ее обманул и т.д. В конечном счете меня оставили в самолете, и я летел на боковом сиденье. Что вероятнее всего происходило за кадром? Были два товарища (либо из комитета, либо еще кто-то, но очень значимые), для которых оставили без регистрации два места. Во время посадки стюардессы подумали, что я один из них, и меня пропустили на самолет. Когда они подъехали на машине, выяснилось, что я не тот, за кого меня приняли.
На построении я был в положенное время, и все благополучно завершилось. До сих пор я размышляю над тем, почему я вдруг решил действовать таким образом. Как у любого человека, были у меня и другие необъяснимые моменты, когда решения принимались подобным образом.
Фондовый рынок, или после чего я уже не расстраиваюсь
Началась эта занимательная история в 1999 г., в период формирования долгосрочных позиций. В портфель вошли акции «Автоваза». Цена покупки -1,4 долл. За небольшой период они выросли в цене до 2,8 долл. (2000 г.). Мои рекомендации – все продать. Цена снижается до 1,6 долл, (конец 2000 г.). Естественно, рекомендация – покупать.
С тех далеких времен структура портфеля была серьезно регламентирована – определенное количество акций из одного сектора и т.д. (все, естественно, в процентном соотношении). Вдруг, практически на ровном месте, появилось чувство (внутренний голос и т.д.), указывающее на то, что необходимо обратить внимание на акции «Автоваза».Я, конечно, обратил внимание. В то время эта компания была настолько непрозрачной, что ею практически никто не занимался. Еще раз проанализировав показатели, я пришел к выводу, что потенциал роста имеется. Увеличил вложения. Внутреннее чувство не то что не утихло, оно еще больше возросло. Сейчас сложно вспомнить, в чем это заключалось (например, я думал: «Неужели не заметно очевидных вещей, потенциал роста стоимости курса акций существенен. Государство сделает все возможное для развития предприятия (системообразующее)». Как молодой экономист, я предлагал государству пойти по пути Японии в автомобилестроении. Увеличенные налоги на подержанные автомобили (год необходимо было рассчитать, с учетом процентного соотношения по годам выпуска) и льготное кредитование населения на покупку новых машин. Но это детали. В дело пошли резервы. Но чувство только усиливалось. У меня был клиент, у которого всегда водились деньги. Я позвонил.
– Эммануил Гаврилович, есть такая ситуация. Все что можно (исходя из финансовой дисциплины), я купил. Резерв на «интересные» акции потратил.
Остался резерв на непредвиденные расходы (на форс-мажор). Ваше решение.
– Хорошо, тратим форс-мажорные деньги, если таковой наступит, то я внесу.
Я купил еще. Но чувство только усилилось, однако с моей стороны покупок больше не было.
После последнего инвестирования денежных средств прошло не более одного-двух месяцев, как случился рост стоимости акций до 3 долл, за короткий промежуток времени. Я предположил, что повторяется предыдущий сценарий, и продал 30-50% от имеющихся акций. Приготовился к очередному снижению. В течение нескольких дней стоимость акций возросла до 5 долл. Я закрыл все ранее открытые позиции по данному инструменту. После закрытия позиций осталось некое тревожное чувство. Но в тот момент я еще не понял, что это было глубокое разочарование внутреннего голоса, который так настойчиво мне подсказывал. Произведя несложные математические подсчеты на калькуляторе, я понял, что я – «инвестиционный гений», получивший столь значительную прибыль за короткий промежуток времени. Чувство гордости усиливалось еще и потому, что я смог прокатиться на одном поезде дважды. К счастью, время поставило все на свои места. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что с февраля 2001 г. по март 2002-го цена акции «Автоваза» увеличилась в 22 раза (с 1,6 до 35 долл.). После этого случая расстроить меня практически невозможно.