Сумбур и страх неизбежного.
Период классического средневековья представляет из себя целый набор религиозных, схоластических, мистических взглядов на окрущающую нас действительность. В этом сумбуре эпидемии занимают особую роль с точки зрения медецины, религии...
Учитывая какой удар они нанесли человечеству, как смерч, пронесясь над европой. Они (с точки зрения современной эпидемиологической оценки) квалифицируются как социально значимые заболевания, затрагивающие большой человеческий массив.
В эпоху Классического Средневековья на уровне религиозных представлений и общественного сознания эпидемии воспринимались, как явление вселенского масштаба, а с другого ракурса; как божья кара за отступление от религиозных канонов, церковных догм. Такое представление об эпидемии наделяло ее метафорическими и мистическими образами. Представьте весь ужас людей, которые жили в те времена, считая, что эпидемия - божья кара за грехи, совершенные людьми, и она неменуема. Такой ужас испытывали наши предки. Эти настроения не могли не отражаться в искусстве...
гравюра А. Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса», один из которых олицетворяет «черный мор» или чуму; картина П. Брейгеля Старшего.
В этих работах чувствуется: неизбежность наступления этих событий в человеческой жизни, как неотъемлемая часть жизненного опыта и бытия человека.
Неразвитая медецина.
В то времена были иные представление о медецине, так что не мудрено, что она была бессильна. (Особенно это проявляется в гигиене и антисанитарии). Обозначим 4 фактора, которые помогали болезням принимать такие масштабы:
- Крайне неблагоприятные санитарно-гигиенические условия жизни.
- Высокая плотность населения.
- Голод и недоедание.
- Миграции из западных стран в страны Ближнего и Дальнего Востока.
Разберемся по подробнее.
Антисанитарные условия. Состояние большинство западноевропейских городов желало быть лучше, так как почти везде отсутствовали канализации, отчистка воды. Многие наверно слышали, что помои сьрасывались прямо из окна, потому многие носили шляпы. Все это довало добро эпидемии - действуй!
«города, где дома были не более, чем протекающими трущобами, а улицы - клоаками»
Интересный факт:
Средневековые города в Западной Европе стали возникать с IX века, однако водопроводы и водоотводы стали сооружаться лишь несколько столетий спустя (например, в Германии с XV века).
В таких условиях жили люди того времени, сейчас это непостежимо для нашего понимания.
Высокая плотность населения. Раньше средннвековый город представлял собой одновременно и оборонительное соорудение, и место жительство. При этом высокая плотность населения в городах в сочетании с антисанитарными условиями резко повышали вероятность вспышек и распространения различных эпидемических болезней.
Голод и недоедание. Давайте разберемся, почему так было...
- Низкий уровень средневековой аграрной техники.
- Отсутствие гигиенических возможностей длительное время хранить пищевые продукты.
- Отсутствие должного внимания и объективная невозможность решить проблему со стороны государственных структур.
- Различные таможенные барьеры на путях транспортировки товаров.
- Неразвитость транспортной инфраструктуры.
«Голод принялся за свое опустошительное дело, и можно было опасаться, что исчезнет почти весь человеческий род».
Миграции из западных стран в страны Ближнего и Дальнего Востока. Переселение - это всегда что-то новое. Человек сталкивается с новыми условиями, и ты никогда не знаешь, как он отреагирует на изменения в климате, пище, питьевой воды. Это и создавало неблагоприятный эпидемиологический фон.
Локальные вспышки эпидемий также приводили к массовым заболеваниям среди местного населения и европейцев, что впоследствии неизбежно распространялось в Европе.
Рассмотрим на примере.
В XI веке во многих европейских странах имела место вспышка эпидемии «горячки», вызванной употреблением в пищу зерна, испорченного грибком спорыньи.
«Люди умирали жалкой смертью, а те, кого она пощадила, были обречены на еще более жалкую жизнь с ампутированными руками и ногами, от которых исходило зловоние».
Одним из методов борьбы, если это так модно назвать, стало почитание мощей Св. Антония. Вера в то, что он спасет грешных людей от кары небесной.
В XIII веке в Западной Европе отмечалась эпидемия лепры (проказы). С целью изоляции больных от остальной части населения стали создавать лепрозории, учрежденные католическим орденом св. Лазаря. Монахи этого ордена (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными.
Очень интересно рассмотреть статус больного этой болезнью...
- Опасный для общества человек, который внушал страх, что, в свою очередь, неизбежно приводило к его публичному отчуждению.
- Прокаженный больной считался человеком, одержимым «святой» болезнью.
- Интерес и «влечение» к больным проказой был также вызван стремлением «...мистически перенести на них зло, от которого общество тщетно пыталось избавиться.
Чума.
Чума воспринималось в то время, как у нас ядерное оружие в период его появление. В истории есть три крупных вспышки этой болезни.
- Чума Юстиниана» (527-565 гг.) в период правления римского императора Юстиниана.
- Пандемия чумы в Европе в XIV веке (умерло около 25 млн человек, т. е. четвертая часть всего населения Западной Европы).
- Эпидемия чумы в Индии в 1892 г. (погибло более 6 млн человек).
Отголоски очевидцев. Медецина беспомощная.
В светских хрониках XIV века при описании эпидемии чумы в Сицилийском городе Мессина...
«Скоро люди настолько ненавидели друг друга, что если сын заболевал, отец не ухаживал за ним. ... Священники и нотарии отказывались заходить в дома больных. Если же кто-то переступал порог такого дома ... он был безнадежно обречен скорой смерти. .Скоро тела лежали повсюду в домах. Ни священник, ни сын, ни отец, ни родственник не осмеливались войти, но они платили слугам, чтобы те погребли умерших. ... Напуганные горожане попросили архиепископа, чтобы тот отлучил мессинцев и запретил их хоронить в городе, и все они были выброшены в глубокие ямы за стенами».
И это часть того кошмара, который творился в то время.
Различные предписания по возможному предупреждению чумы членов медицинского факультета того же университета касались, главным образом, определенных правил питания.
«Пусть не едят ни живности, ни водяных птиц, ни молодой свинины, ни старого быка, в особенности же жирного мяса. Пусть употребляют мясо животных, одаренных натурой горячей и сухой, но ни горячащей, ни раздражающей. Мы рекомендуем приправы с толченым перцем, корицу и пряности, особенно лицам, которые привыкли ужинать немного и из отборных блюд; ... Пусть мало пьют за завтраком, ужинают в 11 часов и могут во время стола пить немножко больше, чем утром; ... фрукты сухие и свежие, употребляемые с вином, не вредны, без вина же они могут быть опасны. Красная морковь и другие овощи, свежие или маринованные, могут быть вредны; растения ароматические, такие как шалфей и розмарин, напротив, здоровы; съестные припасы холодные, водянистые или влажные вообще вредны».
Итоги.
Таким образом, следует отметить, что эпидемии в эпоху Классического Средневековья проявила целый ряд проблем, которые надо бфло решать, чтобы избегать подобных ситуаций или хотя бы уменьшить масштаб.
- Наглядно показали отсутствие научно обоснованного подхода в решении этой проблемы и, тем самым, бессилие медицины того периода времени в лечении и предупреждении инфекционных болезней.
- Отразили специфику высшего медицинского образования, во многом построенного на схоластической основе.
- Выявили необходимость рационального познания мира.
- Показали необходимость организации системы медицинской помощи инфекционным больным.
- Акцентировали внимание на необходимости реализации системы общегосударственных мер по санитарному благоустройству в населенных местах в законодательном порядке.
- С религиозной точки зрения обострили вопрос о человеке с позиций «спасении его души и вечности жизни».
Таким оброзом, массовые эпидемии поднимают вопрос не только медицинского характера, но и человечность. Мы можем наблюдпть, как чедовек адапьируется к сложившейся ситуации, и как он себя в ней поведет.
Ознакомьтесь.
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО СТУДЕНЧЕСТВА.
Пираты восточно-азиатских морей.
#эпидемии #средневековье #религия #чума #существование