На первый взгляд, модное течение, которое было особенно активно в 2000-ые года, очень походит на концепцию буддизма о человеке и его развитии.
Сейчас даже католицизм пытается себя ассоциировать с модным течением "перестройки человечества". Вернее, Папа Франциск, как один из активных участников Римского Клуба, пытается ревизионировать и обновить христианские догмы в новом свете. И, надо сказать, у него это неплохо получается. Я неслучайно вставил его портрет в статью, потому что движение New Age (Новый век) теперь срастается с каталицизмом, или католицизм обосновывает идеи модного течения, как правильные и полностью соответствующие христианским идеям...
Начало своё это течение, по моим наблюдениям, берёт в конце XIX - начале XX века размышлениями и идеями Циолковского, Рериха, Блаватской. Доцент истории О.Н. Четверикова, которая вплотную занимается трансгуманизмом, «глобальным проектом», вернее развенчанием продвижения этой идеи в интересах финансового капитала, утверждает, что «Новый Век» является давним и скрытым орудием в продвижении этих интересов. Я не буду столь категоричен, а попробую разобраться в этом. Ни Циолковский, ни Рерих не были идеологами "Эры Водолея" (так себя предпочитают называть адепты течения), они в силу своего таланта были восхищены мощью мира, его бескрайностью и совершенством. Они разными путями, но озадачились вопросом места человека в этом мире.
Стремление к пониманию сущности мира и человека в нём через духовность – несомненный плюс в исканиях и идеях этих учёных. Рерих, к тому же, проникся некоторыми идеями развития духа от восточных учений, и это тоже шаг в выбранном направлении. Космизм Циолковского основывался, прежде всего, на его самостоятельных толкованиях самых различных философских трудов, в конечном счёте является не более, как интерпретацией христианского рая, а также, единства Вселенной и человека одновременно, почерпнутого из Бхагават-гиты, в одном флаконе. Но ни он, ни Рерих до конца не построили своей концепции, они были «идеалистами» нового века.
Елена Блаватская, напротив, является одним из главных идеологов New Age. Созданное совместно с ней теософское общество в Нью-Йорке, уже настораживает. Но опять, я не буду огульно разбрасываться обвинениями. Возможно, она искренне заблуждалась в вере своей исключительности на Истину. Теософское общество это также обратилось к восточным учениям, прежде всего к индуизму. Но в последствии постулатов Кришны оказалось недостаточно, были приплетены другие восточные религии и учения. Если внимательно присмотреться к идеям этих «новых спасителей человечества», то можно найти отголоски даосизма, буддизма, синтоизма, и даже шаманистических верований. В результате постепенно сформировалось то, что можно видеть сейчас, и что особенно ярко высветилось в мире в период перелома конца XX века. Привожу из Википедии -
Безличный бог (сила, энергия), Вечная вселенная, Иллюзорная природа материи, Цикличная природа жизни, Необходимость реинкарнации, Эволюция человека в божество, Откровения от неземных существ, Тождество человека с богом, Необходимость медитации (или других способов изменения сознания), Оккультные практики (астрология, медиумизм и т. д.), Вегетарианство и холистические взгляды на здоровье, Пацифизм (антивоенная деятельность), Всемирный (глобальный) порядок, Синкретизм (соединение различных религий).
Эта смесь больше ввергает в ступор, чем объясняет что-либо. Но адепты New Age на основе всех своих откровений о развитии вселенной и её единстве с человеком проповедуют и развитие человека. Привлекательно и отчасти верно. Провозглашается, что в определённый момент, когда духовность большинства населения Земли достигнет нужного уровня, наступит Эра Водолея, Новая Эра благоденствия и единения с Богом (под этим термином понимается разное, в зависимости от агитируемой аудитории). Провозглашается не просто возможность изменения человека, а необходимость в этом.
Кстати, из буддизма больше всего пригодилась школа «Алмазной сутры» течения Ваджраяна – более поздний буддизм, уже впитавший в себя различные народные верования и приспособившийся к ним. Осталось только трансформировать его под «идею». Сразу хочу заметить, что я нисколько не умаляю и не превозношу одну школу буддизма перед другими, сточки зрения буддистов, это всего лишь взгляд на истину с разных сторон, но Истина остаётся неизменной. Для Новой Эры так не пойдёт. Они «развивают» концепцию трансформации человека. В этом и заключается коренное отличие буддизма от нового эзотерического течения – в традиционном буддизме человек является частью мира и его изменение происходит естественным путём, да – работой над сознанием, но это не является крайней необходимостью в переделке сущности человека. Человек сам поднимается по ступеням понимания Истины, а не для иллюзорного достижения какой-либо цели. Будь то уважение окружающих или всеобщее благоденствие мира. Нирваны каждый человек достигает лично, никто никого в рай насильно не загоняет. Тем более, что нет такого понятия, как «всеобщее благоденствие». В новом свете это выглядит – «только просветлённые попадут в рай, а остальные погибнут», по буддизму никто не погибнет при естественном развитии мира. (тут вообще статья не про экологическую катастрофу, хотя и ей периодически ньюэджевцы пугают).
Можно верить или не верить анализу О.Н. Четвериковой, но движение New Age, если не создавалось для подготовки широких масс к изменениям, то очень пригодилось для внедрения этих изменений. Электронный век дал мощный инструмент в руки «изменяльщикам» - цифровизация, создание искусственного интеллекта, создание копии человека и «совершенствование» этой копии. Лукаво обещают, что это путь к бессмертию, ложно представляют это как единственный путь развития человечества по ступенькам – автоматизация, роботизация, искусственный интеллект, изменение человека, а в сущности, подмена человека, его личности, запрограммированным искусственным разумом. Сам человек оказывается не нужным, сама личность и индивидуальность человека нивелируется, а затем и полностью стирается. Человек в этом случае – только сырой материал для создания чего-то более «ценного», удобного.
С буддизмом, его духовным совершенствованием, развитием сознания и очистки сознания от воздействий окружающего мира для полного и правильного видения Мира, такие концепции не имеют ничего общего. Если даже обратиться к индуизму, и его постулатам о сущности мира, которые и буддизм принял в себя, то даже они не говорят о единении с богом, богами, вселенной или чем-нибудь ещё. Да ещё и на новом, высшем уровне. А уж искусственный (насильственный) процесс изменения человека кем-либо возомнившим себя «вправе», вообще неприемлем для восточных учений, да и для всех традиционных религий. Вселенная вечна и бесконечна, а процессы в ней цикличны.
Вернусь к Папе Франциску, Римскому Клубу, глобалистам и теории «нового скачка» доктора Шваба. То, что я сейчас описал, проповедуется и преподносится ими, как Будущее человечества в новом его качестве. А если говорить о термине «качество», то возникает вопрос – качественно для кого?