Джизья:
Джизья – это основной налог, который были обязаны уплачивать в казну иудеи, христиане, зороастрийцы и сабеи, жившие под покровительством исламского государства[1].
Этот налог, который подтверждается Кораном, сунной и иджма, собирался каждый год в определенное время государственными чиновниками[2].
Если кто-либо из немусульманских граждан оставлял свою религию и отдавал свое предпочтение Исламу, с него снималась обязанность выплачивать джизью[3].
Вместо этого в вопросе владения этим гражданином землей осуществлялась иная процедура, и от него требовалось отдать предпочтение одной из двух вещей. Если он продолжал обрабатывать землю, тогда с него взимался харадж, а если он хотел покинуть ее, земля оставалась государству»[4].
Согласно одному преданию, один земледелец-немусульманин, поселившийся в местности Айн ат-Тамр, пришел к Достопочтенному Али и принял Ислам. Халиф сказал ему:
«Мы снимаем с тебя налог. Что касается имеющейся у тебя земли, она принадлежит мусульманам. Если хочешь, мы будем взимать с тебя харадж, а если хочешь, сделаем тебя сборщиком хараджа. Таким образом, ты будешь доставлять нам имущество, причитающееся Аллаху»[5].
В эпоху правления Умара, Усмана и Достопочтенного Али подушный размер джизьи имел следующий вид:
С богатых взималось 48 дирхемов, с людей среднего достатка – 24 дирхема, а с наименее обеспеченных – 12 дирхемов[6].
Эти налоговые ставки, утвердившиеся во время правления Умара и оставленные без изменений Достопочтенным Али, были выше тех ставок, которые были введены в доисламский период в государстве Сасанидов. Однако это было связано со стоимостью дирхема, который использовался в оба периода в качестве денежной единицы. В период правления Достопочтенного Али в Ираке динар стал чеканиться по-другому. В тот период один динар был равнозначен десяти дирхемам. Рост ценности дирхема в Ираке с большой долей вероятности было связано с тем, что жители Хиджаза приезжали сюда для торговли своими товарами, и дирхемы в большом количестве текли из Ирака в Хиджаз. Таким образом, в Ираке дирхемов стало меньше, а в Хиджазе их количество возросло. Эти изменения говорят о том, что дирхем периодически терял часть своей стоимости по отношению к динару. Отсюда следует, что размер джизьи, взимавшейся Достопочтенным Али с немусульман в период его правления, в большей степени соответствовал принципам справедливости, потому что Сасаниды взимали с бедняков по 4 динара (то есть 40 дирхемов), а Достопочтенный Али собирал с той же категории населения 1 динар (то есть 2 дирхема)»[7].
В период правления Достопочтенного Али размер джизьи, взимавшейся с богачей, в четыре раз превосходил размер джизьи, взимавшейся с бедняков. Эта мера была в интересах малоимущих граждан, но также не ставила в стесненное положение тех налогоплательщиков, которые имели более высокий уровень дохода[8].
Достопочтенный Али обеспечил гражданам-немусульманам большое количество льгот при выплате джизьи. Если одни выплачивали джизью в денежной форме, то с тех плательщиков, которые находились в не далеко не лучшем материальном положении, она взималась в виде товаров и продуктов[9].
Трофеи (ганима):
Трофеи (ганима) включают оружие, вещи, животных, земли и пленных, захваченные мусульманами у вражеского войска во время войны[10].
Трофейное имущество делится следующим образом, согласно заповеди, на которую указано в Священном Коране:
«Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, Посланнику, близким родственникам Посланника, сиротам, беднякам и путникам, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились две армии при Бадре. Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (сура «Аль-Анфаль», аят 41).
Во времена Достопочтенного Пророка захваченное во время различных походов имущество делилось на пять частей. Четыре пятые этого имущества выплачивалась в качестве доли воинам, принимавшим участие в походе[11].
Оставшаяся часть имущества снова делилась на пять частей, из которых одна часть выдавалась Достопочтенному Пророку, одна – его близким родственникам из числа Хашимитов и потомства Абд аль-Мутталиба, а другие три части – сиротам, беднякам и путникам[12].
После смерти Достопочтенного Пророка избранные в качестве халифов Абу Бакр, Умар и Усман выплачивали пятую часть от трофеев лишь упомянутым трем категориям[13].
Эта мера означала, что та доля от пятой части трофейного имущества, которая полагалась Достопочтенному Пророку и его близким, после его смерти оказалась отменена.
Когда халифом стал Достопочтенный Али, он не стал вносить изменений в эту практику, дабы не допустить разногласий из-за этой пятой части[14].
Тогда члены рода Хашимитов во главе с дядей халифа Ибн Аббасом стали требовать выплаты им пятой части всех тех трофеев, которые полагались им после смерти Достопочтенного Пророка[15].
Ибн Аббас рассказывает об этом следующим образом:
«Умар б. Хаттаб сказал нам, что мы можем пользоваться одной пятой частью, чтобы женить оставшихся вдовыми близких и выплачивать наши долги. Мы сообщили ему, что примем эту часть только, если он передаст ее нам в руки. Однако он не согласился с нашим мнением»[16].
В эпоху правления Достопочтенного Али в вопросе трофеев, захваченных во время военных походов, имела место практика, которая отличалась от той практики, которой придерживались в предыдущие периоды, потому что в этот период значительная часть военных походов совершалась против мусульманских масс, восставших против легитимного халифа. Например, во время Верблюжьей битвы, в которой Айша, Зубайр и Талха потерпели поражение, халиф повелел, чтобы никто не касался принадлежавшего им имущества[17].
Таким образом, в качестве военных трофеев были взято только то оружие и верховые животные, которые были использованы ими во время сражения[18].
После того, как халиф выделил из собранного на поле битвы имущества долю, принадлежащую государству, он отделил одну пятую часть, распределив ее поровну между сражавшимися вместе с ним воинами[19].
Достопочтенный Али не тронул домов, надомных участков и земель, принадлежавших аристократии и воинам Басры, которые восстали лично против него, и оставил все это имущество их наследникам[20].
К ним относился также крупный земельный участок под названием Ан-Нашастадж в Куфе, принадлежавший Талхе[21].
После Верблюжьей битвы сын Талхи по имени Имран прибыл к Достопочтенному Али и попросил у него недвижимое имущество своего отца, находившееся в Куфе[22].
Халиф отнесся к нему с большой симпатией и сказал «Мы хранили у себя ваше имущество лишь ради его защиты», повелев передать это имущество вместе со всеми собранными с него доходами Имрану[23].
Статья подготовлена по материалам переводов трудов Проф.Др. Хайдара Баша
[1] Абу Йусуф. аль-Харадж. С. 131.
[2] Аль-Маварди. Аль-Ахкам. С. 142-144.
[3] Йахйа б. Адам. Китаб аль-Харадж. С. 61.
[4] Йахйа б. Адам. Китаб аль-Харадж. С. 61; Абу Убайд. Аль-Амваль. С. 48.
[5] Йахйа б. Адам. Китаб аль-Харадж. С. 61.
[6] Абу Йусуф. Аль-Харадж. С. 39; Абу Убайд. Аль-Анвар. С. 75. Аль-Балазури. Аль-Футух. С. 271.
[7] Аль-Балазури. Аль-Футух. С. 271.
[8] Проф. д-р Абдульхалик Бакыр. Хазрети Али дёнеми. С. 542.
[9] Абу Убайд. Аль-Амваль. С. 49.
[10] Абу Йусуф. Аль-Харадж. С. 19.
[11] Абу Йусуф. Аль-Харадж. С. 19; аль-‘Аун. Аль-Фан. С. 271.
[12] Абу Йусуф. Аль-Харадж. С. 19; Абу Убайд. Аль-Амваль. С. 336; Аль-Маварди. Аль-Ахкам. С. 126-127; Ахмад Амин. Аль-Фаджр. С. 87.
[13] Абу Йусуф. Аль-Харадж. С. 21; ан-Набрави. Ат-Тарих. С. 143.
[14] Абу Йусуф. Аль-Харадж. С. 21; Абу Убайд. Аль-Амваль. С. 332.
[15] Абу Йусуф. Аль-Харадж. С. 21.
[16] Абу Йусуф. Аль-Харадж. С. 21.
[17] Абу Йусуф. Аль-Харадж. С. 233; ад-Динавари. Аль-Ахбар. С. 153.
[18] Абу Йусуф. Аль-Харадж. С. 233; Ат-Табари. Ат-Тарих. Т. 4. С. 538; аль-Мас’уди. Аль-Мурудж. Т. 2. С. 380; Ибн аль-Асир. Аль-Камиль. Т. 3. С. 131.
[19] Абу Йусуф. Аль-Харадж. С. 232; Ат-Табари. Ат-Тарих. Т. 4. С. 538; Ибн аль-Асир. Аль-Камиль. Т. 3. С. 131.
[20] Абу Йусуф. Аль-Харадж. С. 232; Аз-Зубайри. Ан-Насаб. С. 281-282.
[21] Абу Йусуф. Аль-Харадж. С. 232; Аз-Зубайри. Ан-Насаб. С. 281-282.
[22] Аз-Зубайри. Ан-Насаб. С. 281-282.
[23] Аз-Зубайри. Ан-Насаб. С. 281-282.