Заметка от 13.04.2019
Как же я люблю нашу детскую литературу. Классику, а не многие современные издания.
Во-первых, за иллюстрации. Уже сами по себе это шедевры, которыми хочется любоваться. Устинов, Тржемецкий, Огородников, Морковкина, Брагин и многие-многие другие.
А во-вторых, и наверное, это самое главное - за неадаптированный язык. Там и устаревшие слова, и историзмы, и диалект, и какой-нибудь деревенский говорок - со всеми своими чудесами словообразования, когда русский язык журчит как ручеек.
Вчера, например, читали сказку Одоевского "Мороз Иванович". Так там на первой странице даже рассказывалось, как девочка воду фильтровала - с углем и песком. Тут сразу можно включиться и обсудить это, погрузиться в естествознание, историю.
Вообще, эти книги - отличный повод поговорить с ребенком и рассказать ему об этом мире. Читаем Катаева "Цветик-семицветик" и обсуждаем историю и Советский Союз, который упоминается в тексте. И никаких уроков истории специально не нужно.
А сегодня читали Бажова "Серебряное копытце". Я прямо испытала эстетическое удовольствие, произнося эти слова. Сразу погружаешься в это время, всё замедляется...
Я уж не говорю о том, какое это языковое развитие для ребенка, когда он слышит "подарёнка, кошчонка, душной, покосный ложок" - у Бажова можно каждое предложение цитировать - там не только словообразование, но и порядок слов, глагольные формы. И пусть ребенок не понимает дословно, но он впитывает сам язык, его конструкции, вообще возможности. И тогда потом сам сможет легко образовывать новые слова или догадываться о значении незнакомых слов по суффиксам и приставкам.
В общем, я тихо млею от наших книжек 😊 Чего не скажешь о немецких, где как раз-таки язык адаптированный и нет ни одного непонятного или незнакомого слова, я уж не говорю об устаревших. Это печально... Дети могут понять гораздо больше чем мы думаем, особенно, если читать вместе.
На ночь мы читаем Есенина и других поэтов - о природе. И так Антошка засыпает, под нежные и переливные звуки русского языка. Может, поэтому она меня каждый день спрашивает: "Мама, когда мы, наконец, поедем в Россию? Почему я родилась не в России?"
А о смысле текстов она подумает потом, когда придёт время.