Бывают просто хорошие популярные фильмы, а бывают — символизирующие целую эпоху, значимые для множества людей. Признак такого фильма — реплики из него расходятся на цитаты.
Любой, рожденный в СССР и доживший до 1979 года, не просто назовет телефильм, но и сможет точно назвать, каким персонажам принадлежат реплики:
- Ну и рожа у тебя, Володя. Ох рожа...
- Ну, какие будут мнения, господа хорошие?
- Самое дорогое — глупость, за неё дороже всего приходится платить.
- У нищих слуг нет!
Пяти серийный телефильм по «Эре милосердия» братьев Вайнеров пользовался колоссальным успехом. А ведь тогда технические возможности кинематографа — во всяком случае, советского — были весьма ограничены. Меня чрезвычайно впечатлили сложности, с какими создатели сталкивались на съемках — и ведь всегда выкручивались!
Бронированное стекло, чужие руки...
По словам Станислава Говорухина, из-за технических сложностей комбинированные съемки оказались невозможны — пришлось в реальности гнать машину в ограду и «ронять» в воду. Грузовик не просто свалился в Яузу, но еще и перевернулся, и погрузился в слой ила толщиной больше метра. Каскадеры выжили чудом.
Жеглов должен был эффектно разбить стекло автобуса, чтобы палить в уезжающий автомобиль с бандитами. О специальном стекле для подобных съемочных эффектов тогда и не мечтали. А настоящее стекло забыли проверить. Оно оказалось толщиной в 5 мм, Высоцкий выбил его лишь с третьего раза и глубоко распорол палец осколком. Его вечерний концерт пришлось отменять — какая тут гитара?
А Шарапов, в сценарии играющий на фортепиано, не был способен играть на нем ни в каком состоянии (ну не пианист Конкин!). «Мурка» и Этюд фа минор Шопена исполнены музыкальным редактором фильма, Галиной Бурименко. Руки у Шарапова и по сценарию музыкальные, но не женские же! Пришлось гримировать руки Бурименко под мужские.
Надбавка за вредность парика
Ролана Быкова, первоначально приглашенного на роль глав бандита, «убил» грим. Он заявил режиссеру:
«Я и так небольшого роста, надо мной из-за этого подшучивают… Пойми, я только что разошелся с женой и оттого безмерно страдаю. А ты предлагаешь мне выйти на экран в образе карлика, да еще и горбатого! Побойся бога!».
Так Горбатого сыграл Армен Джигарханян. Ватный горб ему понравился: в нем было тепло и комфортно. А вот окаянный парик все время «уходил в самоволку» — съезжал. Приходилось постоянно переснимать дубли, съемочная группа и актеры нервничали… Зато Армену Борисовичу прибавили гонорар — за грим, причиняющий неудобства.
Гонорар — отдельный разговор. Ставка Конкина (как заслуженного артиста) составила 52 рубля. Высоцкому, без степеней и званий, платили… 13! Каким-то сказочным образом команда выбила ему ставку в 42 рубля.
А фильм все равно вышел замечательный. Что любопытно — профессиональных «киношных» наград он не имеет. Создателей поощрили почетными грамотами от МВД, а Высоцкого за его Жеглова награждали трижды — только он об этом уже не узнал...
Вы смотрели этот фильм? Нравится? С какими современными вы бы его сравнили? Пишите в комментариях.