Эту глубоко мистическую, задумчивую и даже экзистенциальную картину можно встретить на одной из могил 19-го века старинного Немецкого кладбища Москвы в виде репродукции, выложенной мозаикой. И ещё точно такая же была когда-то на одном из старых кладбищ Петербурга. Однажды эта же картина мне встретилась даже на обложке компакт-диска с музыкой великого композитора Сергея Рахманинова. Автор этого знаменитого полотна замечательный швейцарский художник Арнольд Бёклин. Художник написал шесть вариантов этой картины. Направление, в котором работал Бёклин, называется символизм. Бёклин часто обращался к теме смерти в своих работах. Например, одна из его работ называется «Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке», где Бёклин изобразил свой портрет на фоне скелета со скрипкой, а на другой он изображает «Плач Марии Магдалины над телом Христа», на третьей «Чуму».
Впрочем, Бёклин далеко не единственный художник 19-го века, который часто задумывался на эту тему. Тема небытия была вполне обычным явлением для художников 19-го века и ранее. В те времена были несколько другие нормы в обществе. Люди прошлого отличались о нас. Их стандарты и их восприятие некоторых тем, включая отношение к смерти, были несколько иными, чем у современных людей. Те темы, которые в прошлом воспринимались людьми как нечто абсолютно нормальное и естественное, в наши дни людям не особо приятны, сегодня все стараются их избегать. Почему? Потому что как сказал знаменитый режиссёр Юрий Норштейн, современные люди не хотят думать о том, что они смертны. И всё, что им об этом напоминает, им неприятно. Они живут в иллюзиях, что будут жить вечно.
При всём при этом картины Арнольда Бёклина имеют довольно спокойный эмоциональный, можно даже сказать, глубоко философский фон и не вызывают такого выраженного чувства скорби и такого уныния, как картины других художников, писавших свои картины на эту же тему. Например, как картина «Похороны первенца» русского живописца 19-го века Николая Александровича Ярошенко, что находится в Харьковском художественном музее, или как картина художника 20-го века Виктора Попкова под названием «Хороший человек была бабка Анисья», что находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Вы можете найти и посмотреть эти весьма непростые и, откровенно скажу, тяжелые картины в интернете. Если, конечно, вы хотите и готовы увидеть подобное.
Добавлю ещё немного слов о художнике. Кроме того, что Арнольд Бёклин является одним из главных представителей немецкого символизма в живописи, он был сам по себе довольно экстравагантной фигурой, изобретателем и мечтателем, прямо как Леонардо да Винчи. Он мечтал летать в небе с помощью аппарата без двигателя. И в 1855-м году он построил такой летательный аппарат в Риме. Но испытать его ему не разрешила инквизиция, предъявив ордер на арест художника. Из-за чего Бёклин был вынужден бежать из Рима в Берлин, где в 1883 году он, к сожалению, также потерпел неудачу. Арнольд Бёклин скончался в Италии в 1901-м году, прожив 73 года. Желаю всем удачного дня!