Найти тему
Пётр. Р

Битва при Милах

Битва при Милах — морское сражение между карфагенскими и римскими флотами произошло в 260 году до н. э. во время Первой Пунической войны. Первая известная морская победа римлян.

После окончания войны с Пирром, который был врагом и римлян, и карфагенян, Рим и Карфаген, недавние союзники, вскоре вступили в смертельную борьбу друг с другом. Она продолжалась более 120 лет и закончилась гибелью Карфагена. Первая война римлян и карфагенян разразилась из-за Сицилии. Карфагенский флот держал в покорности прибрежные города Сицилии, высаживал десанты на побережье Италии и перехватывал шедшие в италийские порты торговые корабли. Рим смог оценить справедливость слов карфагенских послов, которые перед войной, советуя не доводить дело до разрыва, предупреждали, что без их разрешения римляне не смогут даже руки вымыть в море.

Римскому правительству стало ясно, что необходимо строить крупный флот, иначе борьба Рима и Карфагена так и будет напоминать поединок слона с китом, каждый из которых силен в своей стихии. Небольшие (не крупнее триеры) корабли римлян и их союзников не шли ни в какое сравнение с мощным флотом Карфагена, моряки которого накопили за несколько веков огромный опыт ведения боевых действий и превосходно владели как стратегией, так и тактикой морской войны. Поэтому неудивительно, что для строительства пригодного для войны флота им пришлось воспользоваться трофейной карфагенской пентерой, которая очень кстати для римлян села на мель и была захвачена ими.

Римляне энергично взялись за создание флота, который мог бы соперничать с карфагенским, и решили эту необычайно трудную задачу всего за год. Пока (по необходимости из сырого, невыдержанного дерева) строились корабли, по всей Италии и в Риме набирались экипажи для них.
Так как опытных гребцов почти не было, на суше пришлось проводить тренировки для того, чтобы не терять время после спуска судов на воду. Делалось это так: в землю на определенном расстоянии друг от друга вкапывались скамьи для гребцов, по обе стороны от которых укреплялись уключины с веслами. Будущие гребцы садились на скамьи, брались за весла и учились по команде одновременно работать ими. Таким образом, когда весной 260 г. до н.э. на воду было спущено 100 квинкверем и 20 трирем, они были в состоянии выйти в море. Морскими офицерами и матросами на них стали главным образом греки из союзных городов, но большинство гребцов (а всего их требовалось 30 тысяч человек) набрали из италийских крестьян и римской городской бедноты, прошедших обучение на суше.

Молодой римский флот, разумеется, ни по численности, ни по скоростным качествам и маневренности не мог сравниться с карфагенским, который насчитывал не менее 500 боевых кораблей. Однако кому-то из римлян пришла в голову счастливая мысль сделать так, чтобы превратить морской бой в подобие сухопутного. Был изобретен абордажный мостик, который солдатское остроумие прозвало «вороном». В походном положении он прикреплялся верхним концом к небольшой дополнительной мачте, а при абордаже опускался на канатах так, что крючья, которыми был снабжен верхний конец мостика, намертво впивались в палубу или борт вражеского корабля. Вслед за тем по «ворону» на чужой корабль перебегали легионеры и начиналась рукопашная схватка, в которой римская пехота не знала себе равных…
Когда карфагенские сигнальные посты в Панорме (современный Палермо) заметили в море римские корабли, они дали знать карфагенскому адмиралу Ганнибалу, и навстречу римлянам вышли 130 карфагенских пентер.

Карфагенский флот, не говоря уже о его качественном превосходстве, численно превосходил римский. Поэтому карфагеняне, видя в тихоходных и неповоротливых кораблях противника легкую добычу, устремились на них врассыпную, считая слишком большой честью выстраивать боевую линию ради такого врага. Когда карфагеняне приблизились к римским кораблям, они с недоумением увидели на них никогда ранее не виданные приспособления – поднятые «вороны». Долго удивляться не было времени – начался бой.

-2



И здесь карфагенянам пришлось пережить настоящее потрясение: римляне смело пошли на абордаж, не давая противнику возможности маневрировать; как только корабли сталкивались бортами, «вороны» с грохотом падали, сцепляя оба судна между собой. Таившиеся до того в укрытии на палубе легионеры (до 120 человек на каждом судне) перебегали на карфагенский корабль и в скоротечной схватке овладевали им – у карфагенян из 300 человек экипажа пентеры было не более 30 морских пехотинцев. «Часть карфагенян была истреблена, другие в ужасе сдавались неприятелю сами, ибо морская битва обратилась в подобие сухопутной».

Карфагеняне пытались не допустить абордажа, заходя с борта или с кормы вражеских кораблей, однако напрасно, т.к. «орудия поворачивались во все стороны и направлялись на них отовсюду, так что приближающиеся корабли непременно сцеплялись с римскими, пока наконец карфагеняне, устрашенные необычайным способом битвы, не бежали, потеряв пятьдесят кораблей».

Таким образом римляне совершили настоящий переворот в ведении морской войны и благодаря этому отобрали у карфагенян господство на море. Хотя война тянулась еще 20 лет, в сущности, победа Рима после сражения при Милах была только вопросом времени.

-3
-4

В честь первой морской победы римлян в центре Рима была воздвигнута мраморная колонна, украшенная таранами захваченных карфагенских кораблей. В надписи на колонне сообщается о количестве захваченных и потопленных судов, о сданном в римскую казну трофейном золоте и серебре. Гай Дуилий был удостоен неслыханной почести: его должны были в общественных местах сопровождать два флейтиста и факелоносец, чтобы все видели: идет человек, сокрушивший господство карфагенян на море.