Найти тему
Спорт Рупор

ГРАВИЙНЫЕ системы переключения

Почему вообще вопрос гравийных систем переключения стал актуальным? Дело в том, что не так давно, в мир ворвались гравийные велосипеды, которые я все же классифицирую как шоссейные велосипеды. Но велосипедная индустрия уже пытается отпочковать эту категорию, как совершенно отдельную, не связанную ни с шоссе, ни с МТБ. И вот как раз подтверждением этого отпочковываения является то, что производители компонентов стали тоже делать компоненты специально под гравийные велосипеды. То есть, раньше из-за того, что не понимали, что это вообще такое: недошоссер или недомтб, производители велосипедов лепили то 1х системы от МТБ, то 2х шоссейные системы в комплектации гравийников. И с рынка повеяло, что нужны отдельные компоненты, которые бы взяли лучшее от МТБ и шоссе и производители компонентов ответили этому запросу взаимностью. И так, давайте сначала пройдемся, а что такого есть в этих гравийных системах:

1) Формат передней звезды Narrow-Wide. Абсолютно все производители компонентов делают такой формат как минимум для того, чтобы цепь сидела плотно на системе, так как тряски при езде много. Это поочередно узко-широкие зубцы передней звезды держат цепь плотно и уменьшают вероятность спадания.

2) Крепление переключателей с бОльшим зазором. Если взять шоссейные велосипеды, то переключатели крепятся очень близко к подседельной трубе, когда на гравийных велосипедах покрышки пошире. И именно из-за этого расстояние между креплением и самим переключателем стало больше.

3) Фирменные фишки. Например фрикционная муфта. В МТБ сегменте всегда был актуален вопрос как успокоить цепь, чтобы она меньше прыгала и как следствие меньше спадала. И вот например, шимано сделала что-то круче, чем успокоитель цепи, а именно фрикционную муфту, которая не позволяет скакать цепи при сильной тряске.

С этим мы разобрались, и теперь давайте разбирать системы переключения. На момент съемки, на рынке уже 3 производителя имеют полноценные системы переключения для гравийных систем. Это Японская компания Shimano, Американский бренд SRAM и итальянская мануфактура Compagnolo. Сюда можно, конечно и Microshift приписать с его системами Advent и Advent X, но по чесноку, это все же МТБ системы.

И так, вот табличка, которую мы с вами будем заполнять табличку. Как вы помните мы все разбираем по заднему переключателю, так как это самый сложный элемент в исполнении любого бренда.

1) Первый столбец показывает нам уровень переключателя. И начального уровня тут нет только потому, что у гравийных систем просто нет начальных систем переключения. Это гарантированно связано с тем, что пока это не на столько массовая категория, но возможно, это вопрос времени.

-2

2) Три последующих столбца - это системы, которые мы рассматриваем от Shimano, SRAM и Compagnolo

-3

3) И крайний столбец - это все аналогичные системы от Shimano как в шоссе, так и в МТБ. Так будет в несколько раз проще ориентироваться в таблице.

-4

Системы

1. Shimano GRX 400

-5

Начинаем с группировки от бренда Shimano под названием GRX. И в линейке Shimano GRX самым простым переключателем является GRX 400, который является аналогом Shimano Deore или Tiagra на 10 скоростей. И пока не задавайтесь вопросом что это за система в деталях, так как мы это рассмотрим дальше.

2. (НЕ) Shimano GRX 600

Следующей системой у нас НЕ является Shimano GRX 600. Cистема GRX имеет 3 ступени компонентов и 600-ая серия является средней из них. Но Shimano пока еще не делают задние переключатели 600-ой серии, но, я думаю, что это вопрос времени, поэтому оставлю это здесь в скобках.

3. SRAM Rival e-Tap XPLR AXS

Теперь мы переходим к первой системе от компании SRAM а именно Rival e-Tap XPLR AXS. Да, многабукав, но нам надо отсюда нужно знать следующее: e-Tap означает что система электронная, AXS – формат передачи данных, а вот XPLR, от слова Explore (изучение) – как раз обозначает линейку гравийных компонентов от американского бренда. И вот, RIVAL XPLR – это электронная, 12-скоростная система. И тут еще одно нововведение: все электронные системы я буду отмечать иконкой молнии.

4. Shimano GRX 800

-6

Эти были системы среднего уровня, а теперь переходим к профессиональному и начинаем с высшей механической ступени от компании Shimano а именно GRX 800. Это 11-скоростная система очень похожа на Ultegra или Deore XT.

5. Shimano GRX Di2 и SRAM Force eTap XPLR AXS

На очереди две основополагающие системы, а именно Shimano GRX Di2 и SRAM Force eTap XPLR AXS. Эти 11 и 12-скоростные электронные системы имеют прямую аналогию с Shimano Ultegra Di2.

6. Compagnolo Ekar

-7

Переходим к самому жиру, и начнем с Compagnolo Ekar. Вообще удивительно, что этот итальянский бренд не затупил и выпустил систему для гравийных велосипедов, и это единственная 13-скоростная трансмиссия, но на механике. Скорее всего, с практической точки зрения это самый мудрый выбор, но рынок может и не понять. Аналогом у Shimano являются механические версии Dura-Ace и XTR.

7.SRAM Red E-Tap AXS

Ну и финальным аккордом во всех гравийных системах является 12-скоростная система SRAM Red E-Tap AXS, которая помимо очень низких показателей по весу еще и просто люто дорогая и как раз поговорим про это.

-8

Цены

Вот перед нами все системы переключения для гравия и пришло время разобрать их на основные составляющие, которые нас интересуют, а именно на количество скоростей, вес в граммах, а так же цену в долларах США.

1. Shimano GRX 400

Система Shimano GRX 400 бывает только в компоновке 2х на 10 скоростей. Вес заднего переключателя 303 грамма при цене в 70 долларов. Очень гуманный ценник, особенно в современных реалиях.

2. SRAM Rival XPLR

И после скромной GRX 400, мы сразу же бьем по печени и перед нами электронная система SRAM Rival XPLR. Она идет 1х и только на 12 скоростей. Это кстати внушительно, даже не смотря на то, что переключатель простенький и может легко крякнуться в самый нужный момент. Вес переклюка 327 граммов при цене 255 долларов США. Не хилый такой скачок от 70 до 250 долларов, но что поделать электрика делает грязь.

3. Shimano GRX 800

Возвращаемся к механике, а именно к Shimano GRX 800 и она бывает в 2 компоновках 1х и 2х на 11 скоростей. Вес заднего переключателя с длинной и с короткой лапкой 267 и 255 грамм соответственно. А цена, и сразу выдыхаем равна 120 долларам. Вроде тоже  дорого, но после 250 бачей – уже гораздо проще воспринимается.

4. Shimano GRX Di2

На очереди единственная электронная система от Shimano, а именно GRX Di2. Она имеет так же варианты 1х и 2х на 11 скоростей и вес переключателей 318 и 287 граммов соответственно. Цена заднего переключателя уже 290 долларов.

5. SRAM Force XPLR

Серединной ступенькой от SRAM является Force XPLR с его 1х12 переключателем с весом 308 грамм. Цена на такой переключ уже 350 долларов, что равно стоимости стелса навигатора.

6. Compagnolo Ekar

Система от Compagnolo под названием Ekar имеет 1х формат под 13 скоростей. Вес переключателя 275 грамм и это хороший вес для 13 скоростной системы. А цена, держитесь крепче, 265 долларов. То есть вы можете взять электронику SRAM Rival, даже чуть дешевле за эти деньги, но нет, берите итальянцев, они же почему-то ставят на свои системы конские ценники.

7. SRAM RED XPLR

Но если мы уже заговорили про ценники то перед вами просто наглец этого чарта, а именно SRAM Red XPLR. Да это система с карбоновым корпусом и с керамическими подшипниками. Да она на 12 скоростей и ее вес 293 грамма, что для электронной версии очень даже. Но цена на задний переключатель составляет 710 долларов США. Хотите топчик, платите вдвое больше.

-9

Итог

Вот мы и подошли к разбору систем переключения для гравийных велосипедов. По мере развития рынка в сторону более массового, будут появляться и более простые системы, которые будут аналогом, каких-нибудь Altus или Acera.

Делитесь этой статьей в социальных сетях, подписывайтесь на канал Спорт Рупор на площадке Яндекс.Дзен чтобы не пропустить новые интересные статьи.

Видео версию данной статьи вы можете найти на моём YouTube канале: