Найти тему
Aristologia

Зимний дворец. История в акварелях. Комнаты детей императора Николая I

В предыдущих статьях я уже писала о личных апартаментах императора Николая I и его супруги, императрицы Александры Федоровны, расположенных соответственно на третьем и втором этажах северо-западного ризалита Зимнего дворца.

В этой статье пройдемся по комнатам великих князей и княжон.

И.И. Шарлемань. Вид на Зимний дворец с Невы
И.И. Шарлемань. Вид на Зимний дворец с Невы

Впервые за всю историю Зимнего дворца комнаты царских дочерей устроили на первом, считавшемся ранее непрестижным, этаже.

Здесь жили две великие княжны – Ольга и Александра.

Их старшая сестра, Мария, в 1839 году вышла замуж и получила другие апартаменты в Первой запасной половине. Существуют две акварели Константина Андреевича Ухтомского с изображениями гостиной и спальни великой княжны Марии Николаевны. Могу предположить, что речь идет о комнатах, которые существовали до пожара в Зимнем дворце, судя по плоским потолкам и классицистической отделке.

О великой княжне Марии Николаевне и ее супруге герцоге Максимилиане Лейхтенбергском мы поговорим в следующей статье, а пока вернемся в комнаты младших княжон.

До пожара на первом этаже северо-западного ризалита располагались служебные комнаты. В ходе реконструкции архитектор Брюллов полностью перепланировал это пространство, сделав его комфортным для проживания царских дочерей.

Таким образом, весь северо-западный ризалит стал представлять большие апартаменты для проживания императорской семьи. Нужно добавить, что все покои объединяли четыре лестницы. Две проходили через три этажа – Салтыковская лестница (Лестница с подъемной машиной) и Чугунная круглая лестница. Овальная лестница вела с набережной Невы в покои великих княжон, и, наконец, последняя, служебная, выходила на антресоли первого этажа.

К.А. Ухтомский Салтыковская лестница
К.А. Ухтомский Салтыковская лестница

В результате работы, проделанной архитектором Александром Брюлловым, новоявленные апартаменты включили в себя следующие помещения: Переднюю, Готическую гостиную, Библиотеку, Кабинет Ольги Николаевны, кабинет Александры Николаевны и Общую спальню.

Безусловно, самым интересным залом, ярким представителем архитектуры историзма стала Готическая гостиная, общая для обеих княжон. Готика была очень популярна в этот период и особо к ней благоволил император Николай I.

Э.П. Гау Готическая гостиная великих княжон
Э.П. Гау Готическая гостиная великих княжон

Величественные нервюрные своды и массивные колонны, отделанные богатой, стилизованной под средневековье, лепниной, задавали тон всему интерьеру. В нишах стояли изящные статуи «во вкусе средних веков».

В оконные переплеты были вставлены цветные стекла с рисунком из виноградных лоз.

Проект оконных переплетов в Готической гостиной
Проект оконных переплетов в Готической гостиной

В отличие от Готической гостиной, кабинеты и спальня княжон были отделаны довольно сдержанно.

Ф.И. Юшков. Кабинет великой княгини Ольги Николаевны
Ф.И. Юшков. Кабинет великой княгини Ольги Николаевны

Сыновья императора после реконструкции Брюллова разместились на втором этаже северо-западного ризалита, где находились также апартаменты императрицы Александры Федоровны. Комнаты, выходившие окнами на Адмиралтейство, занял цесаревич Александр Николаевич, а обращенные в Большой двор – его братья Константин, Николай и Михаил.

Так же, как и их старшие сестры, великие князья Николай и Михаил жили в общих покоях, которые были оформлены весьма скромно.

И.П. Вольский. Столовая, или Бильярдная великих князей Михаила Николаевича и Николая Николаевича в Зимнем дворце
И.П. Вольский. Столовая, или Бильярдная великих князей Михаила Николаевича и Николая Николаевича в Зимнем дворце
И.П. Вольский. Учебная великих князей Михаила Николаевича и Николая Николаевича в Зимнем дворце
И.П. Вольский. Учебная великих князей Михаила Николаевича и Николая Николаевича в Зимнем дворце

А вот комната великого князя Константина выглядела весьма необычно и называлась Корабельная. Она была одной из тех комнат, которые удостоились восстановления допожарного облика.

Иосиф Иванович Шарлемань. Корабельная великого князя Константина Николаевича в Зимнем дворце
Иосиф Иванович Шарлемань. Корабельная великого князя Константина Николаевича в Зимнем дворце

Наследник престола, цесаревич Александр Николаевич, занимал «Старую половину наследника» (перед его свадьбой апартаменты будущего императора дополнятся Новой половиной). Эти покои ранее занимал сам Николай I, будучи великим князем, а до него цесаревич Александр Павлович. Так как эти комнаты воспринимались как мемориальные, то некоторые из них, в частности Приемную, Кабинет и Спальню – восстановили в прежнем виде: в них была воссоздана классицистическая отделка авторства Джакомо Кваренги.

Отмечу еще одну комнату, которая была максимально точно воспроизведена после пожара 1837 года. Это Столовая великих князей, или Приемная цесаревича.

Э.П. Гау Приемная цесаревича Александра Николаевича (Столовая великих князей)
Э.П. Гау Приемная цесаревича Александра Николаевича (Столовая великих князей)

Ее строгое и элегантное убранство в стиле классицизма было создано в 1791 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги для великого князя Александра Павловича – будущего императора Александра I. Как известно, Александра, так же, как и его брата Константина, воспитывала бабушка, Екатерина Великая, дама весьма требовательная. В комнате не было ничего лишнего и даже картины на стенах служили благой цели – напоминать будущему императору (а Екатерина хотела именно Александра видеть будущим императором, а не своенравного сыночка Павла) о служении Отечеству и воинской доблести. Помощником в воспитании внуков Екатерина выбрала не абы кого, а самого Александра Македонского: она заказала итальянскому художнику Джузеппе Кадесу две картины с назидательными эпизодами из жизни царя-завоевателя.

Много позже, когда эту комнату занимал следующий цесаревич Александр, в столовой проводились «маневры» - часть подготовки великих князей к будущей военной службе. Для этого был заказан специальный стол, форма которого трансформировалась в зависимости от хода игры.

Интерьер зала был решен в холодной, сдержанной сине-голубой гамме. Никаких мягких диванов и кресел здесь не было – только античные позолоченные стулья. Два угла комнаты занимали большие – от пола до потолка – печи. Когда дворец будут восстанавливать после пожара, там установят передовую для того времени систему воздушного отопления, но места старых печей в мемориальных комнатах займут их точные копии – муляжи.

Александр II будет проживать в покоях на втором этаже северо-западного ризалита вплоть до своей трагической гибели в 1881 году.

***

Став взрослыми и вступив в брак, великие князья покидали Зимний дворец, переезжая в собственные резиденции. Так, например, второму сыну, Константину, император еще в 1831 году передал Мраморный дворец, где он и проживал потом со своей супругой Александрой Иосифовной.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге
Мраморный дворец в Санкт-Петербурге

Младший великий князь Михаил Николаевич двадцать лет был наместником на Кавказе и проживал вместе с супругой Ольгой Федоровной в Тифлисе.

Но не всегда переезд случался сразу после вступления в брак. Я уже упоминала великую княжну Марию Николаевну, которая со своим мужем герцогом Максимилианом Лейхтенбергским жила в Зимнем дворце, пока строился их собственный Мариинский дворец. В таком же положении оказался ее младший брат великий князь Николай Николаевич, которому в 1853 году начали строить его собственную парадную резиденцию – Николаевский дворец.

Николаевский дворец в Санкт-Петербурге. Литография с акварели И.И. Шарлеманя
Николаевский дворец в Санкт-Петербурге. Литография с акварели И.И. Шарлеманя

Но завершилось строительство лишь в 1863 году, а до этого великий князь вместе со своей супругой Александрой Петровной (с 1856 года) проживал в Зимнем дворце.

И здесь мы вновь возвращаемся в комнаты, с описания которых я начала эту статью – в апартаменты великих княжон. В начале 1844 года великая княжна Александра Николаевна вышла замуж за принца Фридриха Вильгельма Гессен-Кассельского, а в июле этого же года скончалась от туберкулеза, преждевременно родив сына, который тоже не выжил.

Великая княжна Ольга Николаевна в 1846 году вышла замуж за короля Карла Вюртембергского и переехала в Штутгарт – столицу королевства Вюртемберг.

Покои великих княжон опустели и простояли закрытыми до 1855 года, когда в них поселился великий князь Николай Николаевич. Разумеется, для него апартаменты были частично переделаны. Декоративной отделкой комнат занимался архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер.

Особое восхищение современников вызывала «Гостиная с амурами», или гостиная Рокайль.

Э.П. Гау. Гостиная в стиле второго рококо («Гостиная с амурами»)
Э.П. Гау. Гостиная в стиле второго рококо («Гостиная с амурами»)

Дочь архитектора Елена Андреевна написала в своем дневнике:

«…легкость и изящество этой комнаты нельзя описать. Потолок лепной с позолотой, у колонн зеркала, и на зеркалах и на камине сидят беленькие амурчики. Эта комната в стиле рококо и полна цветов и уюта».

Судя по этой и двум другим акварелям, изображающим кабинет и альков в кабинете великого князя Николая Николаевича, он, в отличие от сестер, больше стремился к уютной роскоши. А может, это просто было веяние времени и стиль архитектора.

На этом я завершаю рассказ о комнатах императора Николая I. В следующей статье мы посмотрим на апартаменты великой княжны Марии Николаевны и ее супруга герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

Почитайте и другие статьи на моем канале:

«Портреты интерьеров». Как императоры и аристократы сохраняли для истории убранство своих дворцов

Залы и галереи Зимнего дворца в акварелях Эдуарда Гау

Почему Париж разочаровывает

Дворец бракосочетания на Фурштатской. Нелюбимый дом бумажного короля

Рубрикатор канала