Найти в Дзене
Александр Долгих

Байки из жизни ученых

Осторожно, высокоинтеллектуальный юмор! Но я уверен, вы поймете. Историю, которую рассказывал Сергей Петрович Капица о том, как бомжеватый на вид мужчина учил докторов наук открывать бутылки с вином и портвейном, я уже рассказывал. Она известная, если не сказать "баян", но зашла хорошо, так что продолжу цикл баек из жизни ученых. Проблемы косметологии Когда говоришь "ученый", обычно в голове возникает образ какого-то щупленького мужчины в очках со странной улыбкой на лице и горящими глазами. Женщин-докторов наук, особенно в физике мало. Даже сейчас. А история, которая уже начинается, произошла 100 лет назад, в начале 20-ых годов прошлого века. Лиза Мейтнер — первая в Австрии женщина-физик, которая смогла получить ученую степень. Если её фамилия вам ни о чем не говорит, то в честь неё названы 109-ый элемент таблицы Менделеева — мейтнерий, кратеры Мейтнер на обратной стороне Луны и на Венере, есть ещё астероид Мейтнер и Институт ядерных исследований имени Гана и Мейтнер. В общем, есть,
Оглавление

Осторожно, высокоинтеллектуальный юмор! Но я уверен, вы поймете.

Историю, которую рассказывал Сергей Петрович Капица о том, как бомжеватый на вид мужчина учил докторов наук открывать бутылки с вином и портвейном, я уже рассказывал. Она известная, если не сказать "баян", но зашла хорошо, так что продолжу цикл баек из жизни ученых.

Проблемы косметологии

Когда говоришь "ученый", обычно в голове возникает образ какого-то щупленького мужчины в очках со странной улыбкой на лице и горящими глазами. Женщин-докторов наук, особенно в физике мало. Даже сейчас. А история, которая уже начинается, произошла 100 лет назад, в начале 20-ых годов прошлого века.

Лиза Мейтнер — первая в Австрии женщина-физик, которая смогла получить ученую степень. Если её фамилия вам ни о чем не говорит, то в честь неё названы 109-ый элемент таблицы Менделеева — мейтнерий, кратеры Мейтнер на обратной стороне Луны и на Венере, есть ещё астероид Мейтнер и Институт ядерных исследований имени Гана и Мейтнер. В общем, есть, чем гордиться. Возможно, если бы не Вторая мировая война, именно она могла быть создателем атомной бомбы.

Лиза Мейтнер
Лиза Мейтнер

Но в 20-ых годах, она, разумеется, только начинала, и никто не мог ничего такого предположить. Настолько, что когда о ней написали газеты, название её диссертации "Проблемы космической физики" показалось журналисту настолько абсурдным (как это женщина может что-то смыслить в космосе?), что он решил будто это оговорка и вместо этого в газете было напечатано "Проблемы косметической физики". Эх, не было в те времена феминисток, а мог бы получиться отличный скандал.

А где мой дом?

Как я уже говорил, ученые и фанатики — люди со своими особенностями, не от мира сего. Так, например, отец кибернетики и искусственного интеллекта — Норберт Винер — славился чрезвычайной забывчивость. Свою тему он знал и помнил отлично, но всё, что касалось быта, напрочь стиралось из его памяти. О нём рассказывали вот какую историю.

Норберт Винер
Норберт Винер

Когда их семья переехала в новую квартиру, жена, зная о забывчивости мужа, написала ему в блокноте новый адрес квартиры.

На работе Норберта осенило, он достал блокнот, перевернул лист, на котором был записан адрес новой квартиры, и на обороте начал записывать свои идеи и формулы. В результате он понял, что это не то, что нужно, скомкав, выбросил листок в мусорку.

Вечером он, разумеется, на "автопилоте" пришел по своему старому адресу. Понял, что квартира необитаема, а нового адреса он не помнит. Тогда он вышел на улицу и увидел девочку. Подошел к ней и сказал:

— Извините, пожалуйста, милая леди. Я жил в этом доме со своей семьей. Возможно, вы меня помните. Вчера мы переехали в новую квартиру. Вы случайно не знаете, куда именно?

Девочка, внимательно выслушав и не перебивая, ответила:

— Конечно, папочка. Мама так и думала, что ты забудешь, поэтому послала меня сюда.

В чем отличие между школами Бора и Ландау

Когда Нильс Бор в мае 1961 года выступал в Институте Физических Проблем Академии Наук СССР, его спросили: "Как Вам удалось создать такую первоклассную школу физиков?" Бор ответил, что, по-видимому, потому, что он никогда не стеснялся признаться своим ученикам, что он дурак... [смеяться рано, шутки ещё не было]

Переводил Бора Е.М. Лифшиц и то ли специально, то ли случайно он перевел его слова так: "по-видимому, потому, что я никогда не стеснялся заявить своим ученикам, что они дураки..." В аудитории повисла пауза, началась суета, шушуканья, некоторые в зале тоже знали язык. Тогда Лифшиц переспросил Бора, извинился и перевел его слова правильно.

Академик Пётр Леонидович Капица, который, естественно, находился в зале и всё слышал, отметил, что это не оговорка, а принципиальное различие школы Бора от школы Ландау. [Для того, чтобы юмор стал ещё острее, следует упомянуть, что Лившиц как раз принадлежал к школе Ландау]

***

Если вам понравилась эта статья, не забудьте поставить лайк, а ещё, скорее всего, вам понравятся и вот эти: