Главный объект Хайфы - это порт. Порт расположен в центре Хайфского залива у подножия горы Кармель. Порт грузовой.
Есть и пассажирский терминал, но я еще не видела здесь ни одного пассажирского судна. Как-то мы хотели посмотреть терминал, но на входе сидели охранники, которые что-то объяснили нам на иврите. Мы так и не поняли - плавают сейчас пассажирские лайнеры или нет. Может, отсутствие гражданских морских перевозок связано с короновирусом и сложностью контролировать заболевание у прибывающих пассажиров. Вообще-то, в Интернете есть информация о круизах, делающих суточную остановку в Хайфе.
Грузовых судов очень много. Огромные контейнеровозы загружаются разноцветными контейнерами, складывая их друг на друга, и эта громадина медленно отплывает в море. Есть специальные суда для перевозки сыпучих или жидких грузов. Все эти многочисленные корабли как будто плывут по невидимой дороге, которая тянется от порта и уходит узкой полосой в море. Ни одного корабля не видно ни справа от этой дороги, ни слева. Некоторые суда стоят недалеко от Хайфы и, видимо, ждут очереди для разгрузки. Нагруженные и уплывающие корабли, покидая порт, дают краткий гудок.
В порту множество погрузочно-разгрузочных кранов разных фасонов постоянно трудятся, встречая корабль с грузом или наоборот, нагружая его в очередной рейс.
Из порта на север и на юг страны тянется железная дорога. Товарные поезда в вагонах, цистернах, на платформах везут из порта или привозят в порт все, что Израиль хочет купить или продать. Пассажирские поезда - двухэтажные.
Около порта есть небольшой хайфский аэропорт. Взлетно -посадочная полоса заканчивается практически у самого моря. Этот аэропорт может принимать и отправлять только небольшие самолеты, обслуживающие внутренние рейсы Израиля. Этих самолетов не много.
Из моего дома видно все это мощное хозяйство - порт, огромную территорию складов прибывших или ждущих отправления грузов, железную и автомобильные дороги.
В Хайфе есть метро "Кармелит". Шесть станций на вершину горы. Из-за того, что поезд ездит только вверх-вниз, у него необычная конструкция. Вагоны тянет мощный трос. Один поезд курсирует туда-обратно с 6 утра до 24. Поезд в один конец идет приблизительно 10 минут.
В 2021 году в Хайфе должны запустить канатную дорогу. Пока она не функционирует, но мы видели как ее тестировали, проверяя безопасность движения без пассажиров. Канатная дорога должна стать частью транспортной системы Хайфы. Эту канатную дорогу сделали фактически для студентов. Дорога соединяет вокзал Хайфы с двумя основными ВУЗами города - университетом и Технионом .
В Хайфе еще есть одна канатная дорога. Но эта дорога - фактически туристический объект. Она поднимает желающих от моря на вершину горы, где находятся ресторан, смотровая площадка и Монастырь Стелла Марис (Монастырь Ордена босых кармелитов или , по-другому, монастырь Ордена братьев горы Кармель (кармелитов).
Именно здесь группа религиозных отшельников получила от патриарха Иерусалимского Святого Альберта письменный устав жизни. Это был исходный акт Ордена кармелитов. Начиная с 1238 года орден кармелитов начал основывать дома по всей Европе.
Основной пассажирский транспорт Хайфы - это автобусы. Прекрасно отлаженные время движения, скорость, расписание, удобство оплаты, существующие на всех маршрутах "умные остановки", снабженные электронными табло с полной информацией, когда и какой автобус должны прибыть на остановку, делают поездку в автобусе максимально удобной. Пассажиропоток изучен и продуман, поэтому ни на одном из маршрутов нет переполненных автобусов, всем гражданам хватает сидячих мест. Да и скорость движения настолько велика, что сидеть просто необходимо для безопасности. В летнее время в автобусах работают мощнейшие кондиционеры, поэтому войти в автобус с жаркой улицы очень приятно. Иногда бывает даже слишком холодно, поэтому и в жару лучше иметь в сумке кофту.
Есть, правда, одна национальная особенность. Это вечер пятницы - канун шаббата (священного для еврея времени, когда нельзя выполнять никакую работу), и суббота - сам шаббат. (В субботу соблюдается менее строго, чем в пятницу вечером). В шаббат многие автобусы не ходят. Но тут уж ничего не поделаешь, можно только удивляться. Ведь это мы приехали сюда, а не наоборот.
Есть 3 маршрута так называемых "метронитов". "Метрониты" ходят с высокой скоростью по специально выделенным полосам. Им не страшны никакие пробки, т.к. автомобили не должны ехать по этим полосам движения. На асфальте полосы выделены красной краской с нарисованными огромными стрелками, указывающими направление. "Метрониты" ходят и в шаббат. По размерам они больше остальных автобусов, это так называемые "гармошки".
Проезд на любом городском транспорте стоит 6 шекелей. Для проезда пассажиры приобретают проездную карту "Рав Кав" или пользуются приложением в телефоне. Деньги списываются при поднесении карты к считывающему устройству. Оплата действует в течение 90 минут. За это время пассажир может пересаживаться любое количество раз.
Недавно мы с мужем решили посмотреть порт и грузовые суда максимально близко и пошли в порт. Понятно, что грузовой порт - закрытая территория, но она закрывается где-то в определенном месте, и мы решили дойти до этого места.
Дело было в субботу, т.е. в шаббат. Мы вышли из жилых районов города и по виадуку прошли над железной дорогой. Приложение GOOGL Карты показывало, что можно идти и дальше, хотя в этих местах мы были уже единственными пешеходами. Никаких препятствий на пути не было, и мы шли все ближе к порту. Скоро уже не стало и редких машин. Тишина, сумерки превращаются в темноту, кругом какие-то производственные постройки, огромные горы утилизированных автомобилей и абсолютно безлюдные места.
Правда, вскоре зажглись фонари и осветили симпатичную, и даже не очень замусоренную местность. Завтра сюда придут люди, и будет обычный трудовой день, но в субботу нет никого.
Вот мы и добрались до забора с колючей проволокой. Дальше - территория порта. По пути фотографировали и портовые краны, и горы спрессованных автомобилей, и ухоженную территорию внутри.
Вдруг откуда ни возьмись, сверкая проблесковыми маячками, из - за забора выехал белый полицейский автомобиль. Поравнявшись с нами, автомобиль остановился, вышел молодой темнокожий парень с автоматом и направился к нам. За ним в черной форме полицейского вышла молодая девушка. На поясе у нее кобура с пистолетом, наручники и рация.
Парень поздоровался: "Шалом шаббат" , а потом что-то сказал на Иврите.
Я совсем не испугалась, но автомат в руках парня - для нас все-таки непривычная картина. Поэтому мы вели себя очень дисциплинированно.
Мы уже выучили несколько необходимых фраз на иврите и поздоровались:
"Эрев тов" - "Добрый вечер".
"Ата медабер русит?" - "Вы говорите по-русски?"
Оказалось - да, парень говорил по-русски. Мы объяснили, что хотели подойти к порту максимально близко. Он сказал девушке, что мы "таерим" - "туристы". Но девушка была настроена серьезнее. Она попросила предъявить наши "таудат зеуты" - внутренние паспорта Израиля и сфотографировала их. Тут послышался голос в ее рации, она внимательно послушала, кивнула и спросила, что мы фотографировали. Мы сказали, что фотографировали красивую территорию порта и краны. Девушка сказала, чтобы мы при ней удалили из телефона все последние фотографии.
Потом парень показал дорогу, по которой мы сможем выйти в город. Оставшуюся часть пути мы прошли без приключений.