Историческая драма «Последняя дуэль» («The Last Duel»), 2021 г. Впечатления от фильма.
Франция времён Столетней войны. Два рыцаря и жена одного из них. И преступление, за которое расплатой может быть только кровь.
О самом фильме, кроме того, что он «о чём-то таком средневековом» я заранее знал только одну вещь – режиссёр там Ридли Скотт. А это в последнее время плохой признак.
Да, когда-то он снял «Дуэлянтов», «Чужого», «Бегущего по лезвию». Но это было сорок лет назад. Я отсчитываю его падение по «исторической трилогии» двухтысячных годов – «Гладиатор», «Царствие небесное» и «Робин Гуд».
«Гладиатора», при всём его антиисторизме и развесистой клюкве, смотреть ещё можно. Крестоносное «Царствие небесное» смотреть можно с огромным скрипом, ведь недостатки только усилились. «Робина Гуда» лучше вообще не смотреть.
И это не считая фантастические фильмы «Прометей» и «Завет», окончательно похоронившие и чужих-ксеноморфов и веру в Ридли Скотта. Сами понимаете, как рискованно было идти на его новый исторический фильм.
Кроме имени режиссёра заранее я знал ещё одну вещь – в главных ролях будут Мэтт Деймон и Адам Драйвер. В способности Драйвера изобразить коварного рыцаря Жака ле Гри я не сомневался. Но не был уверен, что Деймон, со своей простецкой физиономией, потянет на рыцаря Жана де Карружа, чисто внешне. Ан нет, неплохо получилось. Там и из Бена Аффлека вышел неплохой вечно поддатый граф Пьер д’Алансон. Главная женская роль, Маргарита де Карруж, у Джоди Комер, которая тоже вполне удачно попала в образ.
Вообще, все актёры хороши, и главные, и эпизодические. Среди последних так много знакомых «средневековых» лиц! Смотришь и – ага! – вот этот из давнишнего «Храброго сердца», а вот этот – из недавней «Игры престолов».
Время действия в фильме – кульминационный 1386 год и лет пять, или немногим больше, до него. Место действия – Франция. Факт, вокруг которого вся драма наверчена – судебный поединок, дуэль до смерти, которую тут позиционируют как последний официальный судебный поединок во Франции.
Жил да был в Нормандии отважный, но туповатый рыцарь Жан де Карруж. То есть, непосредственно «лычки» рыцаря он получает по ходу сюжета, а до того он так, «типичный представитель нетитулованного мелкопоместного дворянства», но «славного древнего рода». Не буду влезать ни в тонкости терминологии, ни в заклёпки рыцарской брони. Рыцарь и рыцарь. В доспехах, на коне и с острой железкой в руке.
И был ещё один рыцарь – его друг, образованный, предприимчивый и столь же храбрый Жак ле Гри. Оба они вассалы графа Пьера Алансонского. У хитрого ле Гри при графском дворе карьера идёт в гору, а у солдафона де Карружа на отшибе карьера не ладится, несмотря на всю его ярость в бою. Взаимоотношения между этими двумя рыцарями всё больше портятся, и бывшие друзья уже, считай, враги.
А тут ещё женитьба… Женился де Карруж на благородной деве Маргарите (ради приданного, конечно же) да прожил в мире и гармонии лет пять. Но тут на Маргариту положил глаз Жак ле Гри, который, прямо по Высоцкому, «меры в женщинах и пиве он не знал и не хотел». Да и сама Маргарита, в отличие от своего мужа, эти пять лет жила не совсем чтоб в «мире и гармонии». Она дева образованная, натура чувствительная. А с мужем точек соприкосновения не густо. Маргарита куртуазные романы почитывает, а рыцарь де Карруж и читать-то не обучен. Ле Гри, что характерно, и латынью владеет, и книжки читает, а не только мечом машет.
Вот возвращается как-то храбрый де Карруж из очередного военного похода, а жена его с порога огорошивает: в твоё отсутствие заявился Жак ле Гри и возлёг со мной против моей воли, pardon my french. Женщине, по обычаю, веры нет, ле Гри всё отрицает, но честь де Карружа задета. Ну и логический итог средневекового судебного разбирательства, с которого фильм начинается и которым заканчивается – судебный поединок. До смерти.
Нет, я не заспойлерил. Первые кадры фильма – начало дуэли. Дуэль, равно как её причина и итог – факт заранее известный. Тут интереснее смотреть за развитием повествования.
Подана история тремя последовательными главами. Точка зрения де Карружа, точка зрения ле Гри и точка зрения Маргариты. Где-то показывают одни и те же события, но в восприятии разных людей. Где-то – разные события, дополняющие характеры и взаимоотношения героев.
На «чёрное и белое» тут не слишком разделяют. Люди сложные, но конкретное событие чётко расставляет всё по местам и определяет, кто прав, а кто виноват.
Де Карруж весь такой храбрый и отважный, но извилина у него явно одна. Как результат, человек он не самый приятный, и на войне, и в общении, и в быту. А уж как ему в голову ударили рыцарские «лычки»… Ле Гри вроде и умный, но страсти свои держать в узде не умеет. «Если женщина говорит «нет», это значит «да», а то, что я взял её силой – так она этого сама хотела, а сопротивлялась и кричала только потому, что так положено, я ж сказал ей, что люблю, даже два раза». Он искренне считает, что ничего плохого не сделал. При этом он совсем не карикатурный подлец-негодяй - ещё до инцидента он до последнего пытался дружить с де Карружем, который просто-таки нарывался и вёл себя неприлично.
Разве что Маргарита тут луч света в тёмном царстве. Игрушка в чужих руках – отца, мужа, ле Гри, королевского суда… Упрекнуть её особо нечем. Ну да, при дуболоме-муже немного заглядывалась на образованного и тонкого красавчика ле Гри, но никаких намёков и авансов ему не раздавала, да и общалась с ним всего ничего. Ещё и как хозяйка поместья Маргарита оказалась лучше, чем её муж. И удивляться нечему. Она образованная, читает-считает, во всё вникает, всё помнит. А муж… Он и в ведомости-то королевской крестик ставит вместо подписи, и в хозяйстве не особо смыслит. Да и неинтересно ему это. Он прямолинейный рубака, а не счетовод. Он и с собственным сюзереном, графом Алансонским, отношения испортил из-за своего дуболомства. «Мне бы шашку, да коня, да на линию огня. А дворцовые интрижки – это всё не про меня».
Короче говоря, характеры в фильме даны интересные и не совсем прямолинейные. И за ними было интересно наблюдать.
Понятно, что к фильму не надо подходить как к учебнику истории. Не нужно использовать его как иллюстрацию к средневековой жизни, обычаям и нравам. Не стоит пересчитывать количество заклёпок на рыцарских доспехах и оценивать бронепробиваемость рыцарского копья. Это художественное произведение в определённом антураже, с определёнными допущениями. Снятого красиво, это не отнять. Замки, соборы, наряды, доспехи… Не буду утверждать, что в фильме всё исторично и аутентично. Но впечатление производит приятное.
К тому же всё подано очень качественно, в эдакой «классической» манере. Кино вроде и «18+», и причина дуэли-то – изнасилование, и граф Алансонский со своим верным Жаком ле Гри ни в чём себе не отказывают. И всё это вроде бы и показывают, но так, сдержано. Без «игропрестольщины», без смакования. Обошлись и без бессмысленной обнажёнки, и без стыдливого умолчания. Баланс.
«Кровавые» сцены тоже удались. Чувствуешь, что два этих человека усиленно пытаются убить друг друга. С яростью, с напряжением всех сил, используя все средства. Что конная сшибка, что последовавшая пешая молотьба. У специалистов по историческому фехтованию может и возникнут вопросы. Но на мой взгляд тут всё как надо – никакой театральщины, никаких красивостей. И доспехи в кино – о чудо! – работают как доспехи. Убить закованного в железо рыцаря не так-то просто.
Так что же, получилось кино у Ридли Скотта? Надо признать, что получилось.
Нет, это не какой-то глубокий, хватающий за душу и пробирающий до мурашек фильм. Но хороший, однозначно хороший, если не во всех, то в большинстве своих аспектов. Я посмотрел с удовольствием, получил свою дозу впечатлений и эмоций. И вам рекомендую. Не факт, что мы сойдёмся во мнениях, но посмотреть фильм стоит.
#кино #средневековье #драма #рыцари #история #франция #столетняя война #дуэль #средние века #фильмы