Найти тему
Vlad Yani

Заншин: Обучение искусству внимания и концентрации У Легендарного Самурая-Лучника

Целенаправленная Практика

В 1920-х годах немецкий профессор по имени Ойген Херригель переехал в Японию. Он приехал преподавать философию в университет, расположенный в нескольких часах езды к северо-востоку от Токио, в городе под названием Сендай.

Чтобы углубить свое понимание японской культуры, Херригель начал тренироваться в кюдо, японском боевом искусстве стрельбы из лука. Его учил легендарный лучник по имени Ава Кензо. Кензо был убежден, что новички должны овладеть основами стрельбы из лука, прежде чем пытаться стрелять в настоящую цель, и он довел этот метод до крайности. В течение первых четырех лет его обучения Херригелю разрешалось стрелять только в рулон соломы всего в семи футах от него.

Когда Херригель пожаловался на невероятно медленный темп, его учитель ответил: “Путь к цели нельзя измерить! Какое значение имеют недели, месяцы, годы?”

Когда ему наконец разрешили стрелять по более удаленным целям, выступление Херригеля было мрачным. Стрелы сбились с курса, и с каждым неверным выстрелом он все больше впадал в уныние. Во время особенно унизительной сессии Херригель заявил, что его проблема, должно быть, заключается в плохой цели.

Кензо, однако, посмотрел на своего ученика и ответил, что результат определяется не тем, нацелен ли человек, а тем, как он подходит к задаче. Разочарованный этим ответом, Херригель выпалил: “Тогда вы должны быть в состоянии ударить его с завязанными глазами”.

Кензо сделал паузу на мгновение, а затем сказал: “Приходи ко мне сегодня вечером”.

Стрельба из лука в темноте

После того, как наступила ночь, двое мужчин вернулись во двор, где находился тренировочный зал. Кензо направился к своему обычному месту съемки, теперь мишень была скрыта в темноте. Мастер стрельбы из лука продолжил свою обычную рутину, занял боевую стойку, натянул тетиву лука и выпустил первую стрелу в темноту.

Вспоминая об этом событии позже, Херригель написал: “По звуку я понял, что он попал в цель”.

Кензо тут же вытащил вторую стрелу и снова выстрелил в ночь.

Херригель вскочил и побежал через двор, чтобы осмотреть цель. В своей книге “Дзен в искусстве стрельбы из лука” он написал: "Когда я включил свет над подставкой для мишеней, я, к своему изумлению, обнаружил, что первая стрела застряла полностью в середине черного, в то время как вторая стрела расколола приклад первой и пропахала древко, прежде чем вонзиться рядом с ней".

Кензо попал в двойное яблочко, не имея возможности увидеть цель.

Японские лучники практикуют кюдо и искусство заньшин.

Великие мастера стрельбы из лука часто учат, что “все нацелено”. Где вы ставите ноги, как вы держите лук, как вы дышите во время выпуска стрелы — все это определяет конечный результат.

В случае с Ава Кензо мастер-лучник был настолько внимателен к процессу, который привел к точному выстрелу, что смог воспроизвести точную серию внутренних движений, даже не видя внешней цели. Это полное осознание тела и ума по отношению к цели известно как заншин.

Заншин - это слово, обычно используемое во всех японских боевых искусствах для обозначения состояния расслабленной бдительности. В буквальном переводе заншин означает “разум без остатка". Другими словами, разум полностью сосредоточен на действии и зациклен на поставленной задаче. Заншин постоянно осознает свое тело, разум и окружение, не напрягаясь. Это легкая бдительность.

На практике, однако, заншин имеет еще более глубокое значение. Заншин выбирает жить своей жизнью намеренно и действовать целенаправленно, а не бездумно становиться жертвой всего, что встречается на вашем пути.

Враг совершенствования

Есть известная японская пословица, которая гласит: “После победы в битве затяни свой шлем”.

Другими словами, битва не заканчивается, когда вы побеждаете. Битва заканчивается только тогда, когда вы ленитесь, когда теряете чувство ответственности и перестаете обращать внимание. Это тоже заншин: акт жизни с бдительностью, независимо от того, достигнута ли уже цель.

Мы можем перенести эту философию во многие сферы жизни.

Битва не заканчивается, когда вы публикуете книгу. Это заканчивается, когда вы считаете себя законченным продуктом, когда вы теряете бдительность, необходимую для дальнейшего совершенствования вашего ремесла.

Предпринимательство: Битва не заканчивается, когда вы совершаете крупную продажу. Это заканчивается, когда ты становишься дерзким и самодовольным.

Врагом совершенствования не является ни неудача, ни успех. Врагом совершенствования является скука, усталость и отсутствие концентрации. Враг совершенствования - это отсутствие приверженности процессу, потому что процесс - это все.

Искусство Заншина в повседневной жизни

“Человек должен подходить ко всем действиям и ситуациям с той же искренностью, с той же интенсивностью и с той же осознанностью, что и с луком и стрелами в руках”.

— Кеннет Кушнер, Одна Стрела, Одна Жизнь

Мы живем в мире, одержимом результатами. Как и Херригель, мы склонны придавать большое значение тому, попадает стрела в цель или нет. Однако если мы вложим эту интенсивность, сосредоточенность и искренность в процесс — куда мы ставим ноги, как держим лук, как дышим во время выпуска стрелы, — то попадание в яблочко будет просто побочным эффектом.

Смысл в том, чтобы не беспокоиться о попадании в цель. Смысл в том, чтобы влюбиться в скуку выполнения работы и охватить каждую часть процесса. Смысл в том, чтобы взять этот момент заншина, этот момент полной осознанности и сосредоточенности, и носить его с собой повсюду в жизни.

Дело не в цели, которая имеет значение. Дело не в финишной черте, которая имеет значение. Важно то, как мы подходим к цели. Все нацелено. Заншин.