Найти тему
Сделка с КОТиком

«Последняя дуэль» или Ридли Скотт уже не тот?

Оглавление
Наконец-то любители настоящего, серьёзного жанрового кино дождались выхода в кинотеатрах нового фильма Ридли Скотта «Последняя дуэль». Картина, повествующая о временах средневекового рыцарства, не стала для режиссёра первой в этой тематике («Царство небесное» в 2005, «Робин Гуд» в 2010). Однако, в новом фильме Ридли Скотта смог рассказать что-то совершенно новое, весьма необычным киноязыком.
фото взято из свободного доступа сети Интернет
фото взято из свободного доступа сети Интернет

Предыстория

На сюжет, описанный в «Последней дуэли» Ридли Скотта, киношники «посягали» давненько. История действительно интересная и неоднозначная: в 1386 году в Париже состоялся поединок не на жизнь, а на смерть, между Жаном де Карружем и Жаком Ле Гри, где первый обвинял второго в изнасиловании своей жены Маргариты. Эта дуэль стала последней в Европе в рамках судебного процесса, где победа в бою становилась гарантом правоты. На поединке присутствовал король Карл VI, а также огромная толпа зевак, стекающаяся со всех окрестностей Парижа.

В основу сценария картины Ридли Скотта легла книга историка Эрика Джегера.
фото взято из свободного доступа сети Интернет
фото взято из свободного доступа сети Интернет

Сюжет фильма

В фильме повествование начинается с истории дружеских взаимоотношений Жана де Карружа и Жака Ле Гри. Режиссёр постепенно раскрывает развитие конфликта между двумя мужчинами. Показано знакомство и свадьба Карружа с Маргаритой. И, разумеется, сам инцидент, а после – судебный процесс, закончившийся дуэлью. Однако, сюжет «Последней дуэли» выстроен не так, как привыкли зрители. Дело в том, что Ридли Скотт предлагает зрителю три истории: точка зрения Жана де Карружа, точка зрения Жака Ле Гри (который не желал признавать своей вины) и точка зрения самой Маргариты, явившейся триггером этого спора. Причём зритель трижды видит одни и те же события, но под разным углом.

Мэтт Дэймон – сэр Жан де Карруж

Образ Мэтта Дэймона получился каким-то невероятным. В фильме он представлен изрядно побитым жизнью человеком, но внутренний его стержень не даёт ему сдаться. Его ПРАВДА в том, что он достоин уважения, достоин управлять вверенными ему землями (хотя Ле Гри то и дело встаёт у него на пути). И он считает себя полностью правым в отстаивании не только чести жены, но и своего доброго имени, даже идя на смерть. Такая правда «рыцаря без страха и упрёка» вполне понятна зрителю. И хочется отметить работу гримёров, которые превосходно поработали над образом Дэймона.

Адам Драйвер – Жак Ле Гри

Адама Драйвер (фото взято из свободного доступа сети Интернет)
Адама Драйвер (фото взято из свободного доступа сети Интернет)

Адама Драйвер, с его готической внешностью, идеально вписывается в такие фильмы. Режиссёрам его внешность и актёрские таланты можно эксплуатировать по полной программе (что и делают европейски и голливудские мастера кинематографа: Леос Каракс, Джим Джармуш, Стивен Содерберг и Спайк Ли).

В «Последней дуэли» его ПРАВДУ тоже можно понять: небогатый и не очень знатный, но умный и начитанный человек приближается к своему сеньору (его играет Бен Аффлек). Но там, где для Жака начинаются блага со стороны господина, там заканчивается его дружба с Жаном де Карружем. Ле Гри предельно осторожен и осмотрителен, он прекрасно понимает все правила игры того времени. Но, когда возникает прекрасная дама, история приобретает для него неожиданный поворот.

Джоди Комер – Маргарита де Тибувиль

Внешне мне очень нравится Джоди Комер, она невероятно красивая девушка.

ПРАВДА её героини – это жизнь женщины средневековья со всеми вытекающими из этого. Она вынуждена быть разменной монетой в игре мужчин (сначала отца и будущего мужа в брачной сделке, а после – причиной спора двух мужчин). И тут речь идёт вовсе не о доблестном сражении за честь дамы (это в рыцарских романтических романах так). Героиня Комер должна максимально ощутить все ужасы жизни женщины того времени, оказавшейся в подобной ситуации. Смелость уже то, что Маргарита заявила об этом преступлении, утверждая до самого конца, что она сказала правду (а ведь лжесвидетельство тогда каралось жестоко). Её поступок, конечно, неординарный, ведь об этом нужно было молчать. Эту сложную роль должна была сыграть актриса талантливая, и Ридли Скотт подобрал именно такую.

Бен Аффлек – граф Пьер Алансонский

Бен Аффлек (фото взято из свободного доступа сети Интернет)
Бен Аффлек (фото взято из свободного доступа сети Интернет)

Интересный персонаж достался Бену Аффлеку. Он исполнил роль сюзерена (господина) Пьера Алансонского, вынужденного выступать неким «рефери» в спорах своих подчинённых Жана де Карружа и Жака Ле Гри. Проблема заключается в том, что он необъективно относится к двум друзьям. Если Карружа он просто не выносит, то Жаку Ле Гри Пьер Алансонский всячески помогает. Герой Аффлека получился очень противоречивый, ведь с одной стороны он довольно порочный и легкомысленный человек, но с другой стороны – грамотный правитель, приближающий к себе людей умных.

кадр из фильма (фото взято из свободного доступа сети Интернет)
кадр из фильма (фото взято из свободного доступа сети Интернет)
кадр из фильма (фото взято из свободного доступа сети Интернет)
кадр из фильма (фото взято из свободного доступа сети Интернет)

Хороши были актёры, исполнившие второстепенные роли. Впечатлила игра Харриет Уолтер, Мартона Чокаша и Алекса Лоутера.

Ридли Скотт на съёмочной площадке фильма «Последняя дуэль» (фото взято из свободного доступа сети Интернет)
Ридли Скотт на съёмочной площадке фильма «Последняя дуэль» (фото взято из свободного доступа сети Интернет)
Чтобы понять, чья же всё-таки правда была истиной, нам нужно попасть в прошлое (а это невозможно). Эта история будет ещё долго вызывать оживлённые споры. Ридли Скотт показал три правды, намекнув, что одна из них является настоящей. Можно соглашаться, или не соглашаться с именитым режиссёром – тут каждый решит сам. Но что точно удалось, так это показать настоящую историческую драму. Очень давно не было такого качественного кино, где превосходный актёрский состав, режиссура, картинка (у Скотта иначе не может быть) сочетаются с действительно тщательно продуманным сценарием. Ридли Скотт и правда уже не тот, он как будто приоткрыл новую дверь, дав зрителю возможность не просто наблюдать за сюжетом, а делать свои выводы (ведь чья-то правда должна быть истиной).

Уважаемые читатели, поддержите пожалуйста статью лайками. Делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на мой канал