Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Отвечая на вопрос про нэйгун и чжуангун

Камрады-ушуисты подняли любопытный вопрос. Есть широко известная в узких кругах цитата: Основная цель нэйгун - питать и практиковать ци. Как базовое упражнение в боевых искусствах, чжуангун также оказывает хорошее воздействие на здоровье. В середине династии Цин люди внедрили чжуангун в методы поддержания здоровья обычных людей, но это не пользуется популярностью. В этой цитате указание на вполне конкретную (独立守神 dú lì shǒu shén) и тоже вполне известную нам сейчас наработку - столбовое стояние, которая существует в наши дни в бесчисленном множестве вариантов. И все из них обычно ссылаются известный многим первоисточник: ...в глубокой древности были люди, познавшие истину, которые владели небом и землей. Левой и правой рукой они удерживали субстанции инь и ян, выдыхали и вдыхали семя-цзин и дыхание-ци. Стояли одиноко, удерживая дух-шэнь. Мышцы их были едины. Они могли жить бесконечно долго, как небо и земля, ибо таков был их путь, познавший истину... Тут часть вопроса естественным об

Камрады-ушуисты подняли любопытный вопрос. Есть широко известная в узких кругах цитата:

Основная цель нэйгун - питать и практиковать ци. Как базовое упражнение в боевых искусствах, чжуангун также оказывает хорошее воздействие на здоровье. В середине династии Цин люди внедрили чжуангун в методы поддержания здоровья обычных людей, но это не пользуется популярностью.

В этой цитате указание на вполне конкретную (独立守神 dú lì shǒu shén) и тоже вполне известную нам сейчас наработку - столбовое стояние, которая существует в наши дни в бесчисленном множестве вариантов. И все из них обычно ссылаются известный многим первоисточник:

...в глубокой древности были люди, познавшие истину, которые владели небом и землей. Левой и правой рукой они удерживали субстанции инь и ян, выдыхали и вдыхали семя-цзин и дыхание-ци. Стояли одиноко, удерживая дух-шэнь. Мышцы их были едины. Они могли жить бесконечно долго, как небо и земля, ибо таков был их путь, познавший истину...

Тут часть вопроса естественным образом отпадает сама собой: несмотря на практически повсеместное использование в #ушу стояния в различных стойках - в #яншэнсюэ этот метод упоминается значительно раньше, чем в каких-либо трактатах по боевым искусствам. «Хуан-ди нэй цзин» ( 黄帝内经 Huángdì Nèijīng), он же «Трактат Жёлтого императора о внутреннем», упоминается в других китайских источниках уже в I веке нашей эры и скорее всего возник сильно раньше, чем первые кулачные трактаты, генезис которых традиционно возводят к Ци Цзигуану.

И даже безотносительно к тому, что в большинстве современных секций просто стоят без какой-либо внутренней работы, сам термин #нэйгун возник лишь в XIX веке, благодаря практически патологической страсти у китайской нации к составлению различных словарей всё это выясняется довольно просто. Особенно в наш век цифровизации различных источников. Кому интересны подробности, читайте статью "Когда и как появился термин «нэйгун» в боевых искусствах Китая". Кстати, термин #цигун появился еще позже, в ХХ веке, кому интересны подробности, то читаем статью О развитии цигун в КНР, или кто и как придумал термин "цигун".

-2

Первоначально в мире боевых искусств использовали термин ляньци (練氣 liàn qì, «переплавление ци, совершенствование ци») для общего именования тех методов, которые сейчас принято обобщенно именовать нэйгун. Однако нет четких сведений, откуда и когда данные методы появились в мире боевых искусств, были это внешние заимствования или же авторские разработки с целью повысить физические и психические возможности практикующих. Сейчас-то мы можем говорить, что на исходе династии Цин это была неотделимая составляющая традиционной методики обучения, но вот когда она возникла и в каком виде практиковалась?

Группа исследователей из Тайваньского университета решило немного по-изучать этот вопрос (копию их исследования несложно получить из архива научных работ за соответствующую плату). Они проанализировали доступный им массив кулачных трактатов и сделали ряд выводов:

методы работы с ци массово появляются в стилевых цюаньпу , когда исторически совпали два опять же массовых фактора - появление большого количества чисто рукопашных школ и иллюстрированных пособий, содержащих дыхательные методики, большинство из которых заимствованы из даоинь.

В этом есть здравая мысль, кроме того, есть несколько работ, где генезис #чжуангун связан с #даоинь (речь идет о дошедших до нас упражнений яншэнсюэ).

Однако высказывается спорное предположение, что это было связано с рукопашной и бездоспешной спецификой этих школ того периода. Однако в туже эпоху Цин прекрасно сосуществует параллельно этим рукопашным школам ушу и Атлетическая система физического воспитания, развития силы воли и духа военной элиты Цинской династии, где как известно тоже есть свой специфический нэйгун, невзирая на активное использование цинскими военными доспехов и оружия.

Кроме того, многим занимающимся в традиционных школах в Китае прекрасно известно, что далеко не всё указывается в кулачных трактатах, много передается изустно, "от сердца к сердцу, и как самое сокровенное знание - могли просто не записывать в трактат, почему нет?

В общем, идея интересная, но вопрос остается открытым.

-3

Однако, если вернуться к теме нэйгун и чжуангун, то, как единство этих методов, возникает еще позже - в ХХ веке. В основном это связано с экспериментами в области обучения через принцип [а не через метод] трех видных реформаторов и популяризаторов ушу, восходящими к одному и тому же стилю. Двух из них знают, пожалуй, все. Это Сунь Лутан и Ван Сянчжай. Именно благодаря этой команде чжуангун стал со временем котироваться в улиньской среде.

Что самое интересное, при этом сохранялись статические методы в различных позициях, и можно допустить, что привнесение практики чжуангун заместило прежние внутренние наработки в этих позициях? Вопрос интересный и совершенно неисследованный. Ибо даже из известных мне таких статических наработок есть сильные отличия во внутреннем содержании. Например, есть методы, где развивают внутреннее усилие в статическом положении. Плюс известное:

внешний покой с внутренним движением должен преобразоваться во внешнее движение с внутренним покоем...

Подводя итог, можно сказать: в наше время чжуангун стал уже традиционным методом нэйгун для многих стилей, возможно путем вытеснения их прежних, ныне уже позабытых, методов. Почему это произошло - досконально неясно. Одна из версия: простота изучения (для ученика) и простота обучения (для наставника).

Дм. Моисеев, СПб - 2021

.