Найти тему
Журнал "Главбух"

5 правил: как не стать жертвой формального подхода налоговиков к вашим проблемам

"Однажды налоговики заблокировали счета 31 декабря. Это привело к убыткам и парализовало работу компании на 10 дней". Чтобы этого не случилось с вами, используйте лайфхаки от бывшего налогового инспектора.

Формальный подход налоговиков к работе может нанести не меньший вред, чем полноценная проверка
Формальный подход налоговиков к работе может нанести не меньший вред, чем полноценная проверка

Работу инспекторов регулирует множество регламентов. Налоговики не в силах выполнять все пункты в полном объеме. Инспекторам приходится расставлять приоритеты и выбирать, на каких организациях сосредоточиться. К остальным — формальный подход. И он может нанести не меньший вред, чем полноценная проверка.

Например, комиссии в налоговых инспекциях. Они похожи на конвейер. Весь день инспектора расписан по минутам, он вызывает организации каждые полчаса и не успевает их принять.

Бухгалтеры толпятся в коридорах, ожидая своей очереди, и теряют время. Считают, что все так и должно быть. Ведь посещение инспекции не может быть приятным, а отношение с проверяющими портить не хочется. П

Жалуются не многие. На комиссии их угрозами заставляют заплатить налог за другую организацию, при этом не приводят объективных доводов. После нескольких часов, проведенных в коридоре, бухгалтеры не глядя подписывают протоколы комиссии, лишь бы поскорее уйти.

Формальное отношение присутствует и в истребовании документов. Налоговики запрашивают документы, нарушая сроки проверок, рассылают требования и акты задним числом, блокируют расчетные счета без оснований.

Был случай, когда инспекция заблокировала счета компании 31 декабря. Разблокировать счет удалось только после окончания новогодних праздников. Причем формально инспекция была права, разблокировать счет на выходных она не обязана (п. 3.1 ст. 76 НК).

Помимо дефицита компетентных сотрудников и формального подхода к налоговому контролю есть еще и человеческий фактор. Инспекторы часто ошибаются, а доверчивые бухгалтеры не замечают их ошибок.

Были случаи, когда проверяющие указывали неверные реквизиты на уплату в акте. Бухгалтер не проверил реквизиты и перечислил по ним налог. Однажды инспектор не указал в протоколе время начала и окончания допроса, бухгалтер опоздал на самолет, но не смог доказать вину налоговика. Такие ошибки можно и нужно оспаривать.

Как не стать жертвой формального подхода

1. Требуйте от налоговиков доказательства вины вашей организации. Не поддавайтесь на провокации и угрозы. Вы невиновны до тех пор, пока проверяющие не докажут обратное .

2. Проверяйте цифры, даты, реквизиты во всех документах, которые поступают от инспекции. Если обнаружили ошибку, сообщите об этом письменно и требуйте исправлений.

3. Если договорились с инспектором представить документы частично или отсрочить дату представления, продублируйте это в официальном уведомлении и ждите принятого решения.

4. Ежедневно проверяйте электронные документы, которые поступают от инспекции, и своевременно отправляйте квитанции о получении. Не забывайте и про почту.

5. Проверяйте нормативные акты, на которые ссылаются проверяющие. Возможно, они устарели.