Найти тему
Манжета театроведа

Часто задаваемые вопросы читателей. А «уважает» ли актер зрителя?

Оглавление

В комментариях к этой и этой статье часто задают вопрос:
– Зачем это мы будем уважать актеров, если актеры нас не уважают?

На первую половину вопроса ("зачем?..") я отвечу кратко. Во-первых, звонки телефонов и удушающие духи в зале – это неуважение в первую очередь к другим зрителям. А ведь вы даже не знаете, как они к вам относятся; за что же их-то ненавидеть? Во-вторых, достойное проявление неуважения к актерам – это, ну скажем, встать и выйти из зала. А вот шуршать фольгой, болтать по телефону и, как в площадном театре, кидаться в артистов тухлыми фруктами (такую сладкую мечту мне не однажды высказывали) – это чистое базарное хамство.

А вот теперь поговорим, что же зрители считают «неуважением» актеров к ним. И что в действительности можно таковым считать.

1. «Играют в безнравственных современных постановках»

Кадр из спектакля "Гамлет". Реж. Ю.Бутусов. Театр им. Ленсовета (СПб), 2019 г.
Кадр из спектакля "Гамлет". Реж. Ю.Бутусов. Театр им. Ленсовета (СПб), 2019 г.

Большинство зрителей в глубине души искренне уверено, что театр – это литературная основа, актер и зритель. И всё. Они не видят работы художников, не задумываются о роли режиссера и даже не догадываются, какая слаженная работа служб и подразделений разных уровней стоит за спектаклем репертуарного театра.
Да что там говорить: даже антрепризный театр, строящийся на использовании «звёзд», – и тот организован куда сложнее, чем часто кажется зрителю. Это отнюдь не шарашкина контора, где актеры собрались и разыграли пьесу по ролям. Но «кухня» процесса массовому зрителю неизвестна.

Отсюда и происходит искреннее убеждение, что все происходящее на сцене, – инициатива актера. Вышел в клоунском гриме? Плюнул на подмостки? Выругался? Прошел по канату над залом (привет, Ильф и Петров)? Это актёр вытворяет только потому, что не уважает зрителя, который хочет старой доброй костюмной постановки.

Сцена из спектакля "Три сестры". Реж. Т.Кулябин. Театр "Красный факел" (г.Новосибирск). Фото В.Дмитриева
Сцена из спектакля "Три сестры". Реж. Т.Кулябин. Театр "Красный факел" (г.Новосибирск). Фото В.Дмитриева

Отвечу комментаторам честно – многие артисты тоже, как и вы, не любят и не понимают ультрасовременное искусство. Но театр строится на железной дисциплине – я часто об этом пишу. Уместность, эстетичность зрелища и прочие глобальные параметры будущей постановки оценивает художественный руководитель (или лицо, исполняющее его обязанности). Постановочное решение принадлежит режиссеру, сценография (оформление) – художнику. А хороший актер максимально точно выполняет указания всех этих людей: так строится иерархия. Если же репертуар начинает формировать (или спектакль ставить; или даже костюмы себе выбирать) «худсовет» из актеров – просто поверьте, ничего хорошего из этого не выходит.

(Кстати, если вы в полемическом азарте вспомните настоящие худсоветы – они выглядели несколько по-иному, да и отнюдь не всегда от них был прок. Но это тема для отдельной статьи).

Более того: актерские мерки далеко не всегда справедливы. Вспомним, как Марк Захаров писал о начале работы с Татьяной Пельтцер в театре Сатиры:

...как только встали из-за застольного периода, я попросил в одном эпизоде Татьяну Ивановну бросить с размаху об пол сразу две сковородки, что в полной мере Татьяне Ивановне сделать не удалось — одна из сковородок подлым образом угодила ей в ногу; Татьяна Ивановна схватилась за нее и очень громко рассказала всем, что она думает о «современной» режиссуре. Рассказ был преисполнен большой разоблачительной силы. В рассказе присутствовал не только анализ всех негативных сторон этого явления, но и выразительные сленговые выражения, особенно в первой своей части, когда сковородка только что угодила по ноге.

И это – о спектакле «Доходное место», ставшем впоследствии легендой советского театра. Более того, тогдашнее отношение Пельтцер к «современной режиссуре» не помешало ей играть в спектакле с большой самоотдачей и профессионализмом, а впоследствии уйти из театра Сатиры за Захаровым в Ленком и работать в его спектаклях буквально до самой смерти.

Сцена из спектакля "Доходное место", реж. М.Захаров. Московский театр Сатиры. 1967 г.
Сцена из спектакля "Доходное место", реж. М.Захаров. Московский театр Сатиры. 1967 г.

И еще к слову о дисциплине. Как раз «безнравственный современный театр» часто предполагает еще большее самоотречение, чем театр «традиционный» в понимании зрителя-консерватора. Здесь от актера может требоваться сложная акробатика, освоение хореографических приемов, которыми он не владеет, сверхнапряжение психики... А ведь артист – «не уважающий зрителя», как думают комментаторы, – и без того служит, как солдат, почти в любом физическом и психическом состоянии.
Галина Уланова в тяжелой депрессии репетировала Джульетту. Марис Лиепа танцевал Красса, получив за пятнадцать минут до спектакля известие о смерти матери ("Я не помню, что я делал на сцене, а мне потом сказали, что это был мой лучший спектакль" – признавался он позже). Драматическая актриса Софья Гиацинтова как-то раз прошлась по сцене в веселом танце, а за кулисами выливала из ботинка кровь – ногу в самом начале танца насквозь проткнул острый гвоздь. Видела я людей, которые выходили на сцену с жестокой мигренью (а это не просто головная боль - это тошнота, рези в глазах, нескончаемый звон в ушах), с жаром 39,5, с порванными связками. Моя знакомая актриса отыграла три веселых динамичных сцены после неудачного падения, а за кулисами рыдала от боли. После спектакля ее увезли по "Скорой" и обнаружили повреждения внутренних органов. Многие киноактеры получили на съемках травмы и повреждения; Тамара Сёмина осталась бездетной, в ноябре месяце поплавав несколько дублей в ледяной воде. Подвиги такого рода – обычное дело в профессии, и зачастую артисты вспоминают это со смехом, как часть своей работы.

И тут зрители-скептики выдвигают новое возражение:

2. «Так ведь актеры – эгоисты и делают всё это только для себя, удовлетворяя собственные амбиции»

Кадр из х/ф "Не может быть!", 1975 г. Реж. Л.Гайдай
Кадр из х/ф "Не может быть!", 1975 г. Реж. Л.Гайдай

Боюсь, это особенность именно нашего менталитета, начиная где-то с 80-90-х гг. – считать любую работу, которая делается без отвращения, синекурой и проявлением эгоизма.

Да, как правило артисты любят свою работу – и это помогает им десятилетиями выполнять ее качественно. Так же, как медику любовь к профессии помогает, не выгорая, десятилетиями терпеливо выслушивать жалобы пациентов, в любую погоду выезжать на дом, лечить малоприятные болезни, ковыряться в человеческом организме, зверски уставать... Эгоист ли медик? Возможно: он занимается любимым делом, он сам выбрал эту работу для собственного удовлетворения. Но есть люди, которые из эгоизма готовы убить или украсть – а есть те, кто из эгоизма лечит людей и выходит на сцену с температурой под сорок. И мне почему-то кажется, что это немного разные виды эгоизма!


3. «Ведут себя по-хамски»

Кадр из х/ф "Сукины дети", 1990 г. Реж. Л.Филатов
Кадр из х/ф "Сукины дети", 1990 г. Реж. Л.Филатов

Сюда относятся: опоздание, расхлябанность, выходы пьяными на сцену.

И вот это как раз – реальное неуважение. Причем не только к зрителям. А еще и к собственным коллегам. Я знаю случаи, когда за кулисами случались едва ли не драки из-за того, что человек напился и сорвал спектакль. Поведение такой самопровозглашенной "звезды" не одобряет никто в театре.


Но увы, по ним судят и о тех 90% актеров, которые не позволяют себе хамства и непрофессионализма. Которые выходят на сцену сквозь любую боль, чтобы увидеть благодарные лица зрителей. Которые играют спектакль с высокой температурой, осиливают срочные вводы и спасают спектакли, чтоб зритель, придя, не был разочарован.

Поклоны в Ярославском театре им.Ф.Волкова. Источник: yarnews.net
Поклоны в Ярославском театре им.Ф.Волкова. Источник: yarnews.net


Давайте вспомним, что их намного больше, – и сами ответим себе на вопрос: а уважает ли актер зрителя?

--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Удобный путеводитель по моим постам - здесь.

Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!

Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))