В комментариях к этой и этой статье часто задают вопрос:
– Зачем это мы будем уважать актеров, если актеры нас не уважают?
На первую половину вопроса ("зачем?..") я отвечу кратко. Во-первых, звонки телефонов и удушающие духи в зале – это неуважение в первую очередь к другим зрителям. А ведь вы даже не знаете, как они к вам относятся; за что же их-то ненавидеть? Во-вторых, достойное проявление неуважения к актерам – это, ну скажем, встать и выйти из зала. А вот шуршать фольгой, болтать по телефону и, как в площадном театре, кидаться в артистов тухлыми фруктами (такую сладкую мечту мне не однажды высказывали) – это чистое базарное хамство.
А вот теперь поговорим, что же зрители считают «неуважением» актеров к ним. И что в действительности можно таковым считать.
1. «Играют в безнравственных современных постановках»
Большинство зрителей в глубине души искренне уверено, что театр – это литературная основа, актер и зритель. И всё. Они не видят работы художников, не задумываются о роли режиссера и даже не догадываются, какая слаженная работа служб и подразделений разных уровней стоит за спектаклем репертуарного театра.
Да что там говорить: даже антрепризный театр, строящийся на использовании «звёзд», – и тот организован куда сложнее, чем часто кажется зрителю. Это отнюдь не шарашкина контора, где актеры собрались и разыграли пьесу по ролям. Но «кухня» процесса массовому зрителю неизвестна.
Отсюда и происходит искреннее убеждение, что все происходящее на сцене, – инициатива актера. Вышел в клоунском гриме? Плюнул на подмостки? Выругался? Прошел по канату над залом (привет, Ильф и Петров)? Это актёр вытворяет только потому, что не уважает зрителя, который хочет старой доброй костюмной постановки.
Отвечу комментаторам честно – многие артисты тоже, как и вы, не любят и не понимают ультрасовременное искусство. Но театр строится на железной дисциплине – я часто об этом пишу. Уместность, эстетичность зрелища и прочие глобальные параметры будущей постановки оценивает художественный руководитель (или лицо, исполняющее его обязанности). Постановочное решение принадлежит режиссеру, сценография (оформление) – художнику. А хороший актер максимально точно выполняет указания всех этих людей: так строится иерархия. Если же репертуар начинает формировать (или спектакль ставить; или даже костюмы себе выбирать) «худсовет» из актеров – просто поверьте, ничего хорошего из этого не выходит.
(Кстати, если вы в полемическом азарте вспомните настоящие худсоветы – они выглядели несколько по-иному, да и отнюдь не всегда от них был прок. Но это тема для отдельной статьи).
Более того: актерские мерки далеко не всегда справедливы. Вспомним, как Марк Захаров писал о начале работы с Татьяной Пельтцер в театре Сатиры:
...как только встали из-за застольного периода, я попросил в одном эпизоде Татьяну Ивановну бросить с размаху об пол сразу две сковородки, что в полной мере Татьяне Ивановне сделать не удалось — одна из сковородок подлым образом угодила ей в ногу; Татьяна Ивановна схватилась за нее и очень громко рассказала всем, что она думает о «современной» режиссуре. Рассказ был преисполнен большой разоблачительной силы. В рассказе присутствовал не только анализ всех негативных сторон этого явления, но и выразительные сленговые выражения, особенно в первой своей части, когда сковородка только что угодила по ноге.
И это – о спектакле «Доходное место», ставшем впоследствии легендой советского театра. Более того, тогдашнее отношение Пельтцер к «современной режиссуре» не помешало ей играть в спектакле с большой самоотдачей и профессионализмом, а впоследствии уйти из театра Сатиры за Захаровым в Ленком и работать в его спектаклях буквально до самой смерти.
И еще к слову о дисциплине. Как раз «безнравственный современный театр» часто предполагает еще большее самоотречение, чем театр «традиционный» в понимании зрителя-консерватора. Здесь от актера может требоваться сложная акробатика, освоение хореографических приемов, которыми он не владеет, сверхнапряжение психики... А ведь артист – «не уважающий зрителя», как думают комментаторы, – и без того служит, как солдат, почти в любом физическом и психическом состоянии.
Галина Уланова в тяжелой депрессии репетировала Джульетту. Марис Лиепа танцевал Красса, получив за пятнадцать минут до спектакля известие о смерти матери ("Я не помню, что я делал на сцене, а мне потом сказали, что это был мой лучший спектакль" – признавался он позже). Драматическая актриса Софья Гиацинтова как-то раз прошлась по сцене в веселом танце, а за кулисами выливала из ботинка кровь – ногу в самом начале танца насквозь проткнул острый гвоздь. Видела я людей, которые выходили на сцену с жестокой мигренью (а это не просто головная боль - это тошнота, рези в глазах, нескончаемый звон в ушах), с жаром 39,5, с порванными связками. Моя знакомая актриса отыграла три веселых динамичных сцены после неудачного падения, а за кулисами рыдала от боли. После спектакля ее увезли по "Скорой" и обнаружили повреждения внутренних органов. Многие киноактеры получили на съемках травмы и повреждения; Тамара Сёмина осталась бездетной, в ноябре месяце поплавав несколько дублей в ледяной воде. Подвиги такого рода – обычное дело в профессии, и зачастую артисты вспоминают это со смехом, как часть своей работы.
И тут зрители-скептики выдвигают новое возражение:
2. «Так ведь актеры – эгоисты и делают всё это только для себя, удовлетворяя собственные амбиции»
Боюсь, это особенность именно нашего менталитета, начиная где-то с 80-90-х гг. – считать любую работу, которая делается без отвращения, синекурой и проявлением эгоизма.
Да, как правило артисты любят свою работу – и это помогает им десятилетиями выполнять ее качественно. Так же, как медику любовь к профессии помогает, не выгорая, десятилетиями терпеливо выслушивать жалобы пациентов, в любую погоду выезжать на дом, лечить малоприятные болезни, ковыряться в человеческом организме, зверски уставать... Эгоист ли медик? Возможно: он занимается любимым делом, он сам выбрал эту работу для собственного удовлетворения. Но есть люди, которые из эгоизма готовы убить или украсть – а есть те, кто из эгоизма лечит людей и выходит на сцену с температурой под сорок. И мне почему-то кажется, что это немного разные виды эгоизма!
3. «Ведут себя по-хамски»
Сюда относятся: опоздание, расхлябанность, выходы пьяными на сцену.
И вот это как раз – реальное неуважение. Причем не только к зрителям. А еще и к собственным коллегам. Я знаю случаи, когда за кулисами случались едва ли не драки из-за того, что человек напился и сорвал спектакль. Поведение такой самопровозглашенной "звезды" не одобряет никто в театре.
Но увы, по ним судят и о тех 90% актеров, которые не позволяют себе хамства и непрофессионализма. Которые выходят на сцену сквозь любую боль, чтобы увидеть благодарные лица зрителей. Которые играют спектакль с высокой температурой, осиливают срочные вводы и спасают спектакли, чтоб зритель, придя, не был разочарован.
Давайте вспомним, что их намного больше, – и сами ответим себе на вопрос: а уважает ли актер зрителя?
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
Удобный путеводитель по моим постам - здесь.
Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!
Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))