11 декабря 2020 года, не дожив девяти дней до своего шестидесятилетия, в больнице Риги от последствий коронавируса скончался Ким Ки Дук - режиссер, заявивший на весь мир, что корейское кино не только заслуживает внимания широкой публики, но и способно составить ощутимую конкуренцию мощному европейскому и американскому кинематографу.
Ким Ки Дук родился 20 декабря 1960 года в деревне Собенни в уезде Понхва на севере провинции Кенсан, и по корейским меркам считался трудным ребенком. Поэтому, когда семья будущего режиссера переехала в Сеул, его незамедлительно отдали в сельскохозяйственную школу, чтобы, так сказать, занять его чем-нибудь полезным. Однако обучение в школе не слишком занимало Ким Ки Дука, поэтому он бросил учебу, и в возрасте 17 лет устроился работать на завод. А когда молодому человеку исполнилось 20, он решил попробовать свои силы в армейском деле, и посвятил последующие пять лет службе в морской пехоте.
В одном из своих интервью, Ким признавался, что долгое время вообще не считал культурные ценности чем-то важным. По его мнению, настоящие призвание, а, точнее, настоящее «дело» - это то, что ты способен сделать своими руками. Однако подобных взглядов он придерживался не слишком долго: отслужив в армии, Ким почти два года провел в церкви для незрячих с четким намерением стать священником, а после и вовсе увлекся живописью. Это увлечение настолько «зацепило» Ким Ки Дука, что, когда ему исполнилось 30 лет, он отправился в Париж изучать историю искусства.
В последствие он даже выставлялся как художник в некоторых европейских галереях. И, кстати, «парижский» период жизни и творчества Ким Ки Дука нашел свое отражение в его фильме под названием «Дикие животные» (1998), в котором два персонажа, солдат и художник, являют собой ни что иное, как alter ego самого режиссера.
В 1990-1992 годах случился своеобразный «перелом» в мировоззрении будущего режиссера: он переосмыслил собственные ценности и пришел к выводу, что хочет посвятить себя кинематографу. Оставив карьеру художника где-то в Париже, он вернулся в родную Корею и для начала сосредоточился на написании сценариев. К слову, получалось у него весьма недурно, и это в 1995 году было отмечено Гильдией сценаристов, а спустя год он снял собственный полнометражный фильм под названием «Крокодил».
Дебютная картина стала лишь первым шагом в творчестве Ким Ки Дука, его первым словом на языке кинематографа, и в последующие годы он в буквальном смысле потряс общественность темпами своей работы, успевая снять по новому фильму к каждому фестивалю: Каннскому, Венецианскому, Берлинскому, Карловарскому и даже Московскому. Его работы почти всегда получали награды и отмечались членами жюри. Да и в принципе, для Ким Ки Дука снимать два, а то и три фильма в год, было нормой.
Однако далеко не все в жизни и творчестве корейского режиссера было гладко. Несмотря на очевидные успехи в кинематографе и признание европейских критиков, в режиссерской среде Ким Ки Дук по-прежнему считался «чужим среди своих». Дело в том, что южнокорейские режиссеры, как правило, помимо образования имели еще и благородное происхождение, а Ким похвастаться этим, увы, не мог. К тому же, на родине, в Корее, его и вовсе считали маргиналом, поскольку у него, во-первых, не было специализированного кинематографического образования, а, во-вторых, он открыто презирал своих земляков-режиссеров из более привилегированных семей.
Ким называл себя «партизаном», не скрывал своих конфликтов с кинокритиками и журналистами, подвергался нападкам феминисток, которые «навесили» на него клеймо психопата и садиста. Он даже основал новое движение «Противоречивое и уникальное», которое стало тем самым необходимым для развития южнокорейского кинематографа толчком.
В 2000 году самым громким явлением Венецианского фестиваля стал фильм тогда еще почти никому неизвестного южнокорейского режиссера Ким Ки Дука «Остров».
В середине просмотра неожиданно для всех раздался крик, и из зала вынесли потерявшую сознание молодую женщину. Ее настолько впечатлила сцена, в которой один из героев заглатывает рыболовный крючок, буквально наматывая кишки на спиннинг, что сознание на какое-то время покинуло ее.
При этом картина в целом не настолько кровава и абсолютно не лишена юмора – пусть специфического, но юмора. И в целом, Ким Ки Дук определил философию своего творчества как «прекрасное насилие». Он никогда не ставил перед собой цель показать «чернуху», насилие ради насилия...Это попросту не его путь.
Во всем этом заложена мораль, взгляды на современное общество с весьма нелицеприятной стороны. По факту, Ким Ки Дук осуждал насилие, но, в то же время, рассматривал его как неизбежную часть жизни и делал непременным элементом своей эстетики. И это зачастую очень не нравилось обществу...
Очередной скандал, связанный с именем корейского режиссера, случился после премьеры фильма «Самаритянка» (2004). Ким Ки Дук показал публике действительно ужасную реальность, где мужчины – жестоки и порочны, а истинная добродетель и чистота скрываются под масками малолетних девушек «легкого поведения».
Самым страшным в этой ситуации было то, что режиссер почти ничего не придумал: он отталкивался от сугубо национальных корейских проблем, существующих на его родине, но в тоже время рассматривал их как часть истории и развития человеческого общества.
Но, пожалуйста, не думайте, что темы насилия и жестокости превалировали в творчестве Ким Ки Дука. Да, фильмов с подобной тематикой он снимал, действительно, много, однако это объяснялось просто – режиссера крайне волновало, что происходит на его родине, и не «вскрыть» эти гниющие язвы он просто не мог. Однако существовала и еще одна сторона его творчества – прекрасная, поэтическая, философская.
Наиболее ярко эта часть души режиссера отразилась в очень красивом фильме под названием «Весна, лето, осень, зима… и опять весна» (2003), который, кстати, был выдвинут на «Оскар» от Кореи, удостоен четырех призов Международного кинофестиваля в Локарно, приза Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, а также приза Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Главные герои фильма «Весна, лето, осень, зима...и опять весна» -монах и мальчик, его воспитанник, который проходит путь от ребенка до взрослого мужчины, а затем и до умудренного жизнью старца. Сорокалетний Ким Ки Дук сам сыграл главного героя на закате жизни и тащил в гору камень со статуей Будды.
Свою последнюю картину под названием «Растворяться» (2019) Ким Ки Дук снял в Казахстане на русском языке. В октябре 2020 года фильм был представлен в основном конкурсе Московского международного кинофестиваля. А затем творческий...да и жизненный путь режиссера неожиданно оборвался...
В одном из своих многочисленных интервью, Ким Ки Дук как-то сказал: «Я уже пережил весну, лето и, возможно, осень. Дело идет к зиме. Весна будет уже в другой жизни».
Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii