Найти тему
InFocus

ЭТО МОЖЕТ ЗАСТАВИТЬ РЕАЛЬНОСТЬ ИСЧЕЗНУТЬ

Криптографы говорят, что они его строят. Геймеры, возможно, уже живут в нем. Мир искусства наживается на этом. Ветераны Интернета пытаются его спасти. Но что это такое? Метавселенная? Преемник Интернета?

Логическим завершением Метавселенной является погружение людей в искусственную реальность, которая будет настолько захватывающей, что они не смогут или не захотят оттуда сбежать. Однако следует прислушаться к предупреждению Луиса Розенберга: он создал первую полностью функциональную систему дополненной реальности для ВВС.

Луис Розенберг
Луис Розенберг

Один из ведущих компьютерных инженеров мира Л.  Розенберг  считает, что метавселенная, идея, которая заставила Марка Цукерберга  провести ребрендинг всей своей компании, может однажды «заставить реальность исчезнуть».

В недавней статье Луис Розенберг, ученый-компьютерщик, известный разработкой первой функциональной системы дополненной реальности в Исследовательской лаборатории ВВС и основатель компании виртуальной реальности Immersion Corporation, считает, что интеграция виртуальной и дополненной реальности и взаимодействие людей в цифровой сфере в течение значительной части их дня может «изменить наше чувство реальности» и исказить «то, как мы интерпретируем наш непосредственный ежедневный опыт».

«Наше окружение наполнится людьми, местами, предметами и действиями, которых на самом деле не существует, и все же они будут казаться нам глубоко подлинными», — написал Розенберг в статье, опубликованной Big Think.

Хотя он специально не упомянул Цукерберга или Мета, но ясно дал понять, что он глубоко обеспокоен «поставщиками платформ», у которых будет инфраструктура.

«…Я обеспокоен законным использованием AR мощными поставщиками платформ, которые будут контролировать инфраструктуру», — добавил Розенберг.

AR — дополненная реальность (англ. Augmented reality)  —     результат введения в зрительное поле любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и изменения восприятия окружающей среды. Не следует путать с виртуальной реальностью — VR

Марк Цукерберг
Марк Цукерберг

Цукерберг ранее высказал предположение, что метавселенная — это будущее его компании, и обсуждал эту идею с июля.

“ЛЮДИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ БУДУТ ДУМАТЬ О НАС КАК О КОМПАНИИ МЕТАВСЕЛЕННОЙ, А НЕ КАК О КОМПАНИИ МОБИЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА” –    заявил Цукерберг в июльском интервью.

62-летний Розенберг также обеспокоен тем, что технологии дополненной реальности, такие как очки (например, производимые Meta и, как сообщается, разрабатываемые Apple) или контактные линзы в конечном итоге заставят людей «полностью зависеть от виртуальных слоев информации, проецируемых вокруг нас».

Очки дополненной реальности,  AR
Очки дополненной реальности,  AR

«Это будет казаться не более необязательным, чем доступ в Интернет сегодня ,— объяснил Розенберг. — Вы не отключите свою систему AR, потому что это сделает важные аспекты вашего окружения недоступными для вас, поставив вас в невыгодное социально, экономически и интеллектуально положение…

Дело в том, что технологии, которые мы используем ради удобства, редко остаются необязательными — но не тогда, когда они интегрированы в нашу жизнь так широко, как это будет в AR».

Общество живет в «опасные времена», дополненная реальность «может усилить опасности до уровней, которых мы никогда не видели ранее».

Л. Розенберг привел пример, который особенно беспокоит его в отношении будущего, в котором метавселенная преодолевает реальность:

«Представьте, что вы идете по улице в своем родном городе, случайно бросая взгляд на людей, мимо которых проходите по тротуару. Это очень похоже на сегодняшний день, за исключением того, что над головой каждого человека, которого вы видите, плавают большие светящиеся пузыри информации…

Возможно, намерение невинно, позволяя людям делиться своими увлечениями и интересами со всеми, кто их окружает. А теперь  представьте, что какая-то третья сторона может вводить в подобный «пузырь»  свой собственный контент, возможно, в качестве платного слоя фильтра, который могут видеть только определенные люди. И они используют этот слой, чтобы помечать человека жирными мигающими словами, такими как “Алкоголик”, “Иммигрант”, “Атеист”, “Расист” или даже менее заряженными словами, такими как “Демократ” или “Республиканец”.Те, кто помечен, могут даже не знать, что другие видят их таким образом».

Подобные виртуальные наложения могут быть легко разработаны для усиления политического раскола, остракизма определенных групп, даже для разжигания ненависти и недоверия.

«Действительно ли это сделает мир лучше? Или он возьмет поляризованную и конфронтационную культуру, возникшую в Интернете, и распространит ее по всему реальному миру?» — спрашивает один из ведущих компьютерных инженеров в мире.

Марк Цукерберг хочет превратить Facebook в «метавселенную» — виртуальный мир, где пользователи могут встречаться и общаться — и все это не сходя с дивана, в этом мире они могут быть кем угодно или делать что угодно, не выходя из своего дома

-4

Л. Розенберг также обеспокоен тем, что предполагаемая метавселенная способна усугубить многие технологические проблемы общества — подделки, ботнеты, фермы троллей и многое другое, потому что люди прочно обживут цифровое царство.

«С появлением AR последний бастион надежной реальности может полностью исчезнуть, — пишет он. — И когда так произойдет, это только усугубит социальные разногласия, которые угрожают нам».

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ AR И VR?

Виртуальная реальность — это компьютерная симуляция окружающей среды или ситуации. Она захватывает пользователя, заставляя его чувствовать себя так,  будто он находится в моделируемой реальности с помощью изображений и звуков.

Например, в виртуальной реальности вы можете почувствовать, что взбираетесь на гору, находясь дома.

Напротив, дополненная реальность накладывает созданные компьютером изображения поверх существующей реальности.

AR разрабатывается в виде приложений для внедрения цифровых компонентов в реальный мир

Например, в приложении Pokemon Go персонажи, похоже, появляются в реальных сценариях

Несмотря на весь негатив, связанный с метавселенной и ее последствиями для общества, Розенберг говорит, что AR может принести пользу и обогатить жизнь людей «замечательными способами», в частности, сославшись на более точную и совершенную хирургию, а также на неисчислимые революции в сфере развлечений, образования и некоторых областях экономики.

«Однако AR также сделает нас еще более зависимыми от коварных слоев технологий, которые опосредуют нашу жизнь, и влиятельных лиц, контролирующих эти слои, — пишет он. —

Это сделает нас  более уязвимыми к манипуляциям и искажениям со стороны тех, кто может позволить себе дергать за ниточки».

И предупреждает: «Если мы сейчас не будем осторожны, AR можно легко использовать для разрушения общества, выталкивая нас из наших собственных информационных пузырей в наши собственные привычные реальности, еще больше укрепляя наши взгляды и обостряя наши разногласия, даже когда мы стоим лицом к лицу с другими в том, что кажется публичной сферой».

«Нью-Йорк Таймс недавно подробно  описала некоторые области, где «метавселенная» уже начинает развиваться, включая популярную игру Nintendo Animal Crossing или видеоигры, такие как Roblox и Fortnite, в которые можно играть на мобильных устройствах и игровых консолях.

Нил Стивенсон
Нил Стивенсон

Интереснейшая книга писателя-фантаста, или как его называют – визионера научной фантастики,  Нила Стивенсона «Снежная катастрофа» (в русском переводе – «Лавина», прим. ред.) опубликованная еще в 1992 году, затрагивает именно эту тему. Сюжет таков: после всемирного экономического коллапса США были разделены на различные регионы, принадлежащие могущественным организациям и предпринимателям, которые используют свои регионы для различных целей, часто гнусных по своей природе. Люди проводят большую часть своего времени в «Метавселенной», виртуальном многопользовательском мире, где владеют виртуальными домами, посещают «бары» и ищут знаменитостей.

Именно Стивенсону приписывают создание названия  «метавселенная» как преемника Интернета.

«Метавселенная» — это набор виртуальных пространств, где вы можете играть, работать и общаться с другими людьми, которые не находятся в том же физическом пространстве, что и вы.

По словам Марка Цукерберга, он с нетерпением ждет возможности сыграть определенную роль в разработке этой следующей главы для Интернета, и замечает при этом: « Все это не выстроится за одну ночь. Многие из новых «продуктов» будут полностью реализованы только в ближайшие 10-15 лет».

Людмила Лаврова (по материалам британских и американских изданий)

Больше материалов читайте на нашем сайте