Лилия – цветок с невероятно сильным, запоминающимся ароматом. В истории искусства с древних времен лилия имела символическое значение, но вот смысловая нагрузка этого элемента менялась. Историю его существования можно проследить в изобразительном искусстве.
Древние цивилизации
В отличие от зеркал, изображения лилий встречались еще с Древнего Египта. В этом регионе чаще всего на изображениях встречается лотос – водная лилия. Цветок трактовался двойственно: знак плодородия и в то же время символ власти фараона.
На фреске изображен фараон Рамзес II, супруг Нефертари. Он дарит лилии богине плодородия Хатхор, которая всегда представлялась с головным уборок в форме круга. Египетская культура построена на упрощении реальных предметов и создании орнаментов, что связано с прикладным назначением их искусства: вся живопись Египта ритуальна, и сохранилась в основном в пирамидах – законсервированных гробницах. Подношение лилий часто изображалось в усыпальницах, потому что этим жестом фараон благодарил богинь плодородия за покровительство во время его царствования, и при этом «отчитывался» о том, что страна в его правление процветала и богатела.
В следующей великой цивилизации, Древней Греции, лилия продолжила свой путь в мифологии и искусстве. Появилась легенда, что цветок появился из капель молока богини Геры. Она была покровительницей брака и материнства, поэтому лилия в этот период начала ассоциироваться с женским началом и чистотой помыслов.
Античные сюжеты были популярны и после гибели Древней Греции и прочно вошли в западноевропейскую культуру. Эта ваза была разработана в 1817 году на фарфором заводе Мейсен в Германии. В центре – богиня Гера с лилией, своим главным символом. Изображение создано в редкой технике «пат сюр пат» – художники выполняли роспись с жидкой фарфоровой массой, которая застывала и образовывала рельеф. Этот способ позволял имитировать изображение на греческих камеях, созданных в античности.
Христианская культура
После Древней Греции изображение лилии перешло в христианскую культуру. Из-за ассоциации с богиней Герой, цветок стал символом Богоматери, и обозначал ее чистоту и непорочность. Легенда о происхождении лилии изменилась: считалось, что цветы выросли на местах, куда попали слезы Евы после изгнания из Рая.
Лилия стала неизменным элементом в сюжете «Благовещение». Чтобы полностью понять символику в христианском искусстве, важно обратить внимание и на отдельные элементы. Прямота стебля символизировала Божественную мудрость Богоматери, белый цвет – ее целомудрие, поникшие листья – скромность и смиренность, а сильный аромат – присутствие Святого Духа.
В более позднем «Благовещении», созданном Симоне Мартини, лилии занимают более значимое место в композиции, но художник акцентирует внимание на необычной реакции Богоматери – она в испуге отшатнулась от архангела Гавриила и даже закрылась рукой. В искусстве такая трактовка сюжета не стала распространенной, но, с точки зрения реальной жизни, подобная психологическая реакция вполне объяснима.
В ранних православных иконах изображение лилии встречалось нечасто, это был символ католической церкви. В XVIII-XIX века Российская Империя испытывает мощное влияние западноевропейских традиций, поэтому появляется картина «Архангел Гавриил». Боровиковский пишет не икону, а религиозную картину, именно поэтому использует все достижения светской живописи: сложные светотени, передачу объемов, реалистичную анатомию. Такое видение образов святых было распространенным до революции 1917 года.
Королевская лилия
В Европе лилия утвердилась не только как важнейший церковный символ, но и стала важным светским знаком – гербом французских королей. Согласно легенде, в 496 году король франков Хлодвиг принял христианство, и Ангел дал ему золотую лилию в знак очищения его души от греха. Однако другие источники утверждают, что лилии на берегу Рейна указали королю место, где можно перейти реку вброд, и благодаря этому маневру его войска одержали победу в битве с вестготами.
Французский король Людовик XVI изображен на парадном портрете в горностаевой мантии, украшенной французской лилией. В более ранний период три лепестка лилии означали Святую Троицу, но в XVIII веке символ считывался как знак основных добродетелей императора: мудрость, преданность и доблесть.
Позднейшие трактовки
В конце XIX-начале ХХ века понимание лилии как религиозного символа уходит в прошлое, но художники не отказываются от изображения этого цветка из-за его удивительной формы.
Михаил Врубель создает поэтический образ в эстетике русского модерна. Название картины переводится с итальянского языка как «весна». Близкий к символистам, художник изображает персонифицированное время года. Молодая девушка прижимает к себе букет лилий, заполняющий собой все пространство.
В это же время Обри Бердслей, английский художник-график создает иллюстрации к пьесе Оскара Уайльда «Саломея». Для искусства модерна характерна эстетизация смерти и акцент на ее мистической тайне. Изящные линии, сложные силуэты, орнаменты обращают на себя внимание в первую очередь, и один из самых жестоких библейских сюжетов считывается не сразу. На месте, куда капает кровь из головы Иоанна Крестителя, вырастают лилии. Такой образ – влияние западных народных поверий: лилии вырастают на могилах невинно погибших людей.
Итоги
Лилия приобрела символическое значение еще в древних цивилизациях, и сохранила его вплоть до ХХ века. В одни периоды чаще встречалось стилизованное изображение лилии, в а в другие – реалистичное, но при этом лилия легко перешла из религиозного символа в светский.
Основные значения лилии-символа:
- царская власть
- плодородие
- материнство
- чистота и непорочность